О проекте закона Рязанской области «О народном обсуждении»

Инициативной группой специалистов антикоррупционных общественных организаций  при участии Санкт-Петербургского Совета мира и согласия в целях содействия губернатору Рязанской области в области профилактики коррупции был подготовлен для общественного обсуждения проект уставного закона Рязанской области «О народном обсуждении».

 

В проекте Уставного закона Рязанской области «О народном обсуждении» учтено конституционное право  гражданам на непосредственное участие в управлении делами государства. Решениям, принимаемым в результате народного обсуждения, придается  правовой  характер, что соответствует  п. 2. ст. 3 Конституции Российской Федерации.
Проект Уставного закона определяет порядок  организации народного обсуждения социально-значимых-значимых решений граждан, объединений граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления Рязанской области и устанавливает порядок исполнения результатов народного обсуждения.
Народное обсуждение проводится с целью обеспечения реализации конституционного права граждан на непосредственное участие в управлении делами государства на территории Рязанской области.
Народное обсуждение осуществляется в соответствии с принципами свободы слова, демократии, гражданственности и нравственности. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность народного обсуждения.
Для отражения интересов местного населения рекомендовано установление ценза проживания на территории Рязанской области.  Так, например, для США этот ценз составляет 20 лет, для Республики Белоруссия 7 лет.  Возможно установление ценза проживания и для участников народного обсуждения, чтобы отразить мнение местного населения, традиционно проживающего на территории региона. 
На народное обсуждение выносятся проекты нормативных актов (законов), решений органов государственной власти и органов местного самоуправления региона, а также проекты граждан и объединений граждан по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь, демократическое, нравственное и свободное развитие человека на территории региона.
Проекты нормативных актов, решений и предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, проекты граждан и объединений граждан  Рязани выносятся в обязательном порядке на народное обсуждение.
Решение о проведении народного обсуждения принимается разработчиками проектов социально-значимых решений:
— проектов нормативных актов, решений государственных органов власти и органов местного самоуправления;
— проектов граждан и объединений граждан, предусматривающих обязательное участие государственных органов власти и органов местного самоуправления; 
— проектов предприятий и организаций различной формы собственности, предусматривающих обязательное участие государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Проведение народного обсуждения осуществляется за счет разработчиков проектов социально-значимых решений.
Разработчики проекта решения, выносимого на народное обсуждение, вправе проводить разъяснительную работу с местным населением, направленную на просвещение граждан и обеспечение их участия в этической оценке проекта социально-значимого решения.
Решение о проведении народного обсуждения проекта социально-значимого решения принимается в обязательном порядке к опубликованию в официальном печатном издании высших органов государственной власти региона.
Публикация решения о проведении народного обсуждения осуществляется только в случае соответствия данного решения требованиям, указанным в настоящем  законе.  
Решение о проведении народного обсуждения должно содержать:
— ясную для граждан формулировку социально-значимого решения;
— краткое и ясное для граждан описание и ожидаемые результаты  социально-значимого решения, содержащее не более 1000 печатных знаков;
— сроки реализации проекта, затраты и доходы от проекта  для граждан;
— срок народного обсуждения;
— информационный ресурс, обеспечивающий гражданам открытую этическую оценку проекта решения.
Информационный ресурс обеспечения народного обсуждения создается в виде сайта, который доступен для пользования любому гражданину, проживающему на территории Рязани.
Сайт народного обсуждения проекта социально-значимого решения должен содержать:
1. Социально-значимое решение. Этот раздел содержит следующее элементы:
название, формальные выходные данные  и цели документа;
социальная проблема и пути ее решения, обозначенные в документе;
данные о квалификации разработчиков решения, а также их фамилии, имена, отчества, почтовые и электронные адреса, контактные телефоны, указываются данные для контактов граждан с рецензентами документа.
2. Шкала этической оценки, состоящая из делений шкалы:
0 —  нравственно, нет ущерба для гражданина;
-1 — безнравственно, есть ущерб для гражданина;
Оценка граждан на сайте народного обсуждения проекта социально-значимого решения выражается в виде перемещения курсора на мониторе экрана на выбранное деление Шкалы этической оценки и сопровождается нажатием клавиши «Enter».
3. Гражданин, участвующий в этической оценке проекта социально-значимого решения, отражает все свои формальные данные,  для обеспечения самоконтроля гражданина за результатами собственных ответов  и исключение подлога.
Данные гражданина:
фамилия, имя, отчество;
гражданство;
серия и номер паспорта;
место регистрации;
специальность;
квалификация;
место основной работы;
должность, занимаемая на основном месте работы;
почтовый и электронный адреса, контактный телефон.  
4. Результаты оценки проекта социально-значимого решения  представляются в виде абсолютных чисел, гистограмм или процентов.  
Граждане могут участвовать в оценке социально-значимого решения посредством использования информационной сети Интернет:
— дистанционно через персональную электронно-вычислительную машину;
— через персональную электронно-вычислительную машину, установленную для общественного доступа в специально оборудованной общественной приемной для обеспечения участия граждан в оценке проекта социально-значимого решения.
Общественная приемная оборудуется персональными электронно-вычислительными машинами для участников народного обсуждения за счет разработчиков проекта социально-значимого решения.
Помещения для общественных приемных выделяются в обязательном порядке государственными и муниципальными учреждениями  разработчикам проекта  социально-значимого решения после официального опубликования решения о проведении народного обсуждения на срок проведения народного обсуждения.
С гражданами, прибывающими для участия в народном обсуждении в общественные приемные, разработчиками проекта проводится разъяснительная работа о порядке народного обсуждения проекта.
Государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия всех форм собственности региона могут предусмотреть дополнительные расходы на информационное обеспечение народного обсуждения в следующих формах:
— просвещение взрослого населения в сфере эксплуатации персональных электронно-вычислительных машин;
— оборудование специальных общественных мест для местного населения, позволяющих гражданам пользоваться персональными электронно-вычислительными машинами и сетевыми ресурсами;
— на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Рязани предусмотреть возможность отображения замечаний и предложений граждан на принимаемые социально-значимые решения.
Срок народного обсуждения устанавливается не менее одного и не более трех месяцев.
Исчисление срока народного обсуждения начинается со дня официального опубликования решения о проведении народного обсуждения.
Результатом народного обсуждения является участие граждан в этической оценке проекта социально-значимого решения, вынесенного на общественное обсуждение.
Более двух третей нулевых оценок граждан свидетельствуют об этической легитимности  проекта решения. В этом случае проект социально-значимого решения направляется в органы государственной власти и органы местного самоуправления для исполнения.
Более двух третей отрицательных оценок граждан свидетельствуют об этической  нелегитимности решения.  В этом случае проект социально-значимого решения направляется на доработку и последующее вынесение на очередное народное обсуждение.
Этически нелегитимный акт (закон) не может быть принят к исполнению гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Результаты этической оценки могут обсуждаться гражданами в форме собраний, советов, сходов, конференций, специальных сайтов с обязательным приглашением к обсуждению разработчиков проекта социально-значимого решения, вынесенного на народное обсуждение.  Участие граждан в данном обсуждении будет способствовать выработке более демократичных и нравственных решений на всех уровнях государственного управления и общественного самоуправления.
Принятие Уставного закона, регулирующего народное обсуждение, будет в итоге содействовать реализации конституционных прав и свобод граждан, просвещению граждан в сфере государственного управления и общественного самоуправления, формированию гражданственности, демократии и нравственности местного населения.

 

***

Проект
Уставной закон Рязанской области
«О народном обсуждении»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Уставного закона.
Настоящий Уставной закон в соответствии с Уставом Рязанской области определяет порядок  организации народного обсуждения социально-значимых-значимых решений граждан, объединений граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления региона и устанавливает порядок исполнения результатов народного обсуждения.

Статья 2. Цели народного обсуждения.
Народное обсуждение проводится с целью обеспечения реализации конституционного права граждан на непосредственное участие в управлении делами государства на территории региона.

Статья 3. Принципы народного обсуждения.
Народное обсуждение осуществляется в соответствии с принципами свободы слова, демократии, гражданственности и нравственности. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность народного обсуждения.

Статья 4. Участие в народном обсуждении.
Граждане, постоянно проживающие на территории региона не менее семи лет, могут лично или через доверенных лиц, участвовать в народном обсуждении.

Статья 5. Социально-значимые решения, выносимые на народное обсуждение.
На народное обсуждение выносятся проекты нормативных актов (законов), решений органов государственной власти и органов местного самоуправления региона, а также проекты граждан и объединений граждан по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь, демократическое, нравственное и свободное развитие человека на территории региона.

Статья 6. Решение о проведении народного обсуждения.
Проекты нормативных актов, решений и предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, проекты граждан и объединений граждан  региона выносятся в обязательном порядке на народное обсуждение.
Решение о проведении народного обсуждения принимается разработчиками проектов социально-значимых решений:
— проектов нормативных актов, решений государственных органов власти и органов местного самоуправления;
— проектов граждан и объединений граждан, предусматривающих обязательное участие государственных органов власти и органов местного самоуправления; 
— проектов предприятий и организаций различной формы собственности, предусматривающих обязательное участие государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Проведение народного обсуждения осуществляется за счет разработчиков проектов социально-значимых решений.
Разработчики проекта решения, выносимого на народное обсуждение, вправе проводить разъяснительную работу с местным населением, направленную на просвещение граждан и обеспечение их участия в этической оценке проекта социально-значимого решения.

Статья 7. Публикация решения о проведении народного обсуждения.
Решение о проведении народного обсуждения проекта социально-значимого решения принимается в обязательном порядке к опубликованию в официальном печатном издании высших органов государственной власти региона.
Публикация решения о проведении народного обсуждения осуществляется только в случае соответствия данного решения требованиям, указанным в настоящем  законе.

Статья 8. Требования к решению о проведении народного обсуждения.
Решение о проведении народного обсуждения должно содержать:
— ясную для граждан формулировку социально-значимого решения;
— краткое и ясное для граждан описание и ожидаемые результаты  социально-значимого решения, содержащее не более 1000 печатных знаков;
— сроки реализации проекта, затраты и доходы от проекта  для граждан;
— срок народного обсуждения;
— информационный ресурс, обеспечивающий гражданам открытую этическую оценку проекта решения.

Статья 9. Требования к информационному обеспечению народного обсуждения.
Информационный ресурс обеспечения народного обсуждения создается в виде сайта, который доступен для пользования любому гражданину, проживающему на территории Рязани.
Сайт народного обсуждения проекта социально-значимого решения должен содержать:
1. Социально-значимое решение. Этот раздел содержит следующее элементы:
название, формальные выходные данные  и цели документа;
социальная проблема и пути ее решения, обозначенные в документе;
данные о квалификации разработчиков решения, а также их фамилии, имена, отчества, почтовые и электронные адреса, контактные телефоны, указываются данные для контактов граждан с рецензентами документа.
2. Шкала этической оценки, состоящая из делений шкалы:
0 —  нравственно, нет ущерба для гражданина;
-1 — безнравственно, есть ущерб для гражданина;
Оценка граждан на сайте народного обсуждения проекта социально-значимого решения выражается в виде перемещения курсора на мониторе экрана на выбранное деление Шкалы этической оценки и сопровождается нажатием клавиши «Enter».
3. Гражданин, участвующий в этической оценке проекта социально-значимого решения, отражает все свои формальные данные,  для обеспечения самоконтроля гражданина за результатами собственных ответов  и исключение подлога.
Данные гражданина:
фамилия, имя, отчество;
гражданство;
серия и номер паспорта;
место регистрации;
специальность;
квалификация;
место основной работы;
должность, занимаемая на основном месте работы;
почтовый и электронный адреса, контактный телефон.  
4. Результаты оценки проекта социально-значимого решения  представляются в виде абсолютных чисел, гистограмм или процентов.

Статья 10. Доступ граждан к участию в оценке проекта социально-значимого решения.
Граждане могут участвовать в оценке социально-значимого решения посредством использования информационной сети Интернет:
— дистанционно через персональную электронно-вычислительную машину;
— через персональную электронно-вычислительную машину, установленную для общественного доступа в специально оборудованной общественной приемной для обеспечения участия граждан в оценке проекта социально-значимого решения.
Общественная приемная оборудуется персональными электронно-вычислительными машинами для участников народного обсуждения за счет разработчиков проекта социально-значимого решения.
Помещения для общественных приемных выделяются в обязательном порядке государственными и муниципальными учреждениями  разработчикам проекта  социально-значимого решения после официального опубликования решения о проведении народного обсуждения на срок проведения народного обсуждения.
С гражданами, прибывающими для участия в народном обсуждении в общественные приемные, разработчиками проекта проводится разъяснительная работа о порядке народного обсуждения проекта.

Статья 11. Содействие доступу граждан к участию в оценке проекта социально-значимого решения.
Государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия всех форм собственности региона могут предусмотреть дополнительные расходы на информационное обеспечение народного обсуждения в следующих формах:
— просвещение взрослого населения в сфере эксплуатации персональных электронно-вычислительных машин;
— оборудование специальных общественных мест для местного населения, позволяющих гражданам пользоваться персональными электронно-вычислительными машинами и сетевыми ресурсами;
— на сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления региона предусмотреть возможность отображения замечаний и предложений граждан на принимаемые социально-значимые решения.

Статья 12. Срок народного обсуждения.
Срок народного обсуждения устанавливается не менее одного и не более трех месяцев.
Исчисление срока народного обсуждения начинается со дня официального опубликования решения о проведении народного обсуждения.

Статья 13. Результат народного слушания.
Результатом народного обсуждения является участие граждан в этической оценке проекта социально-значимого решения, вынесенного на общественное обсуждение.
Более двух третей нулевых оценок граждан свидетельствуют об этической легитимности  проекта решения. В этом случае проект социально-значимого решения направляется в органы государственной власти и органы местного самоуправления для исполнения.
Более двух третей отрицательных оценок граждан свидетельствуют об этической  нелегитимности решения.  В этом случае проект социально-значимого решения направляется на доработку и последующее вынесение на очередное народное обсуждение.
Этически нелегитимный акт (закон) не может быть принят к исполнению гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Результаты этической оценки могут обсуждаться гражданами в форме собраний, советов, сходов, конференций, специальных сайтов с обязательным приглашением к обсуждению разработчиков проекта социально-значимого решения, вынесенного на народное обсуждение.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Уставного закона.
Настоящий Уставной закон вступает в силу по истечении  10 дней со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Губернатор Рязанской области

 

«___» _________ 2010

Поделиться