Концепция социально-экономического развития России до 2020 г
Доклад о нестандартных подходах к демографической и социальной политике в т.ч. стратегия развития Сибири и Дальнего Востока
Рекомендации возможны к применению в регионах.
1.1. В политической и экономической жизни России в последнее время явственно прослеживается желание высшего руководства страны, законодателей, интеллектуальной элиты, руководства крупных национально ориентированных компаний обеспечить стратегический курс на гарантированную успешность России в обозримом будущем, т. е. определить траекторию движения страны на предстоящие 20 – 50 лет.
Если концепция социально-экономического развития России до 2020 г. в целом посвящена РФ, то развитие Сибири и Дальнего Востока (далее – СиДаВ) ввиду неразвитости инфраструктуры этого региона, стремительного сокращения численности населения и росту доли его пожилого сегмента и, наконец, экономической значимости районов СиДаВ для выживания РФ требует как большего периода времени, так и концептуально нестандартных подходов к формированию демографических и социально-экономических процессов в СиДаВ. Кстати, на формирование нестандартных подходов к демографическим и социальным вопросам настаивает С.М. Миронов [6]. Наш доклад именно такой подход и предлагает.
1.2. Сегодня требуется общенациональный мегапроект, способный всколыхнуть российское общество, консолидировать его и дать сильнейший импульс к новому освоению сибирских и восточных земель. Нам представляется, что таким мегапроектом должен стать федеральный конституционный закон «Стратегия комплексного демографического и социально-экономического развития регионов СиДаВ на предстоящие 50 лет», концепцию которого мы предлагаем в нашем докладе.
При разработке концепции федерального конституционного закона (далее ФКЗ) мы исходим из необходимости законодательного обеспечения резкой (не ниже темпов развития Китая) модернизации СиДаВ, обеспечения стремительного заселения его южных областей в течение 5 – 8 лет, изменения структуры населения в пользу трудоспособных возрастов, а также экономическое стимулирования прекращения оттока населения из СиДаВ в другие регионы России. Принятие такого закона, а не федеральной целевой программы (ФЦП), это понятный сигнал со стороны государства как собственному народу, так и соседям по Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), что полнокровное развитие СиДаВ это навсегда приоритетный проект российской власти и что она (власть) правильно понимает национальную безопасность РФ.
1.3. В соответствии с Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года [1] демографическая ситуация в ряде регионов требует немедленного реагирования. Дальний Восток и Забайкалье с начала 90-х годов вступили в критический период, когда численность населения стала уменьшаться катастрофическими темпами. С 1996 по 2000 год Дальний Восток покинуло 10 % населения, в основном трудоспособного возраста и высокой квалификации [2].
Необходимо указать, что прежняя концепция демографического развития России до 2015 года [3] оказалась несостоятельной и её можно рассматривать как констатацию факта демографического упадка России.
1.4. Следует обратить особое внимание на то, что реальное и прогнозное изменение численности населения России в период 1897 — 2025 – 2050 – 2075 гг. (см. рис. 1), при нынешних подходах к демографической проблеме, делает проблематичным само существование России как независимого государства уже к 2050 г., т. к. по численности населения, необходимой для функционирования государства, РФ попадает в критическую зону.
Такое развитие событий вполне предсказуемо и оно может проистекать из того факта [4], что через 10 лет (это к 2018 году) число российских женщин репродуктивного возраста уменьшится на 20 %, а через 20 лет – на 45 % и нужно говорить об ультрарождаемости для выправления ситуации.
Ожидаемая цель нацпроектов по Д.А. Медведеву – стабилизация численности населения России к 2025 году на уровне 145 – 150 млн. человек. Однако Б.В.Грызлов [5] настаивает, что к 2050 году нас будет 200 млн. – вот та минимальная численность населения, которая необходима России.
1.5. Рассмотрение концепции ФКЗ «Стратегия комплексного демографического и социально-экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока на предстоящие 50 лет» позволяет понять его идеологию, механизмы действия сроки выполнения этапов, необходимость срока его действия 50 лет, а также схему взаимодействия федеральных и региональных органов власти при его реализации.
1.5.1. ФКЗ является законом прямого действия и включает в себя ФЦП, относящиеся к СиДаВ. Новые ФЦП могут приниматься как дополнения к ФКЗ по соответствующей процедуре и могут являться детализацией ФКЗ для определённых районов СиДаВ. Каждые пять лет должно происходить уточнение финансовых параметров ФКЗ.
1.6. Кратко остановимся на некоторых аспектах предлагаемой концепции ФКЗ.
Демографические и социальные вопросы
1.6.1. При реализации 1-го этапа используются опорные города, расположенные вдоль границы РФ и промышленно развитые. Это такие как Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре, Чита, Иркутск, Кемерово (опорные города на период 5 – 8 лет).
1.6.1.1. При выборе опорных городов региональные власти в соглашении с федеральными властями гарантируют обеспечение необходимыми рабочими местами трудоспособного населения в течение 2 – 3 лет.
1.6.1.2. Региональными властями заключается демографический контракт (соглашение) с семейными гражданами РФ в возрасте 20 – 35 лет включительно о появлении у них в течение 12 – 15 лет не менее 5-ти детей. Дети могут быть как собственные, так и приёмные (приёмные могут учитываться в этом контракте при рождении не менее 3-х собственных).
1.6.1.3. Уровень образования для граждан, заключающих демографический контракт должен быть не ниже обязательного среднего, наличие 1‑го собственного ребёнка в семье не является препятствием для заключения контракта.
1.6.2. Власти региона через определённые механизмы, оговоренные в демографическом контракте, передают в поселениях в собственность каждой семье по желанию дом с земельным участком не менее 10 – 12 соток до 1,5 – 2-х гектаров или квартиру в доме малоэтажной застройки, площадью не менее 120 кв. м, построенные за федеральные средства. Жильё строится повышенной комфортности или бизнес-класса, срок службы жилья – не менее 50 лет.
1.6.3. В течение не более 2-х лет после принятия ФКЗ строится демографическое жильё на 100 тыс. семей. Поселения строятся в местах заброшенных деревень и посёлков на расстоянии 20 – 30 км от опорных городов и имеют радиус не менее 10 – 15 км..
1.6.4. Для обеспечения жизнедеятельности поселений в них одновременно строится муниципальное жильё повышенной комфортности площадью не менее 25 % от демографического. Срок службы жилья – 50 лет.
1.6.4.1. Это жильё предназначено также для обеспечения горизонтальной мобильности специалистов и служащих (квалифицированных рабочих, ИТР, врачей, учителей, учёных, милиционеров, администрации и др.). Строится за счёт федеральных и региональных средств (вклад устанавливается соглашением властей, например, 50 на 50 %). Это жильё сдаётся в долгосрочную аренду и наём специалистам, служащим. Оно не может быть приватизировано и является совместной собственностью федеральных и региональных властей и является финансовой основой деятельности поселений.
1.6.5. Одновременно (или с опережением на 1 – 1.5 года) строится вся необходимая социальная инфраструктура поселения: школы, детские сады, отделения связи, филиалы банков, водопровод, канализация, электроснабжение, газопровод, дорога для связи с опорным пунктом, интернет в каждой квартире и пр.
1.6.6. Жильё обоих типов (демографическое и социальное) в поселениях, а также вся социальная инфраструктура в них строятся на землях, предоставляемых бесплатно для этих целей региональными (муниципальными) властями. Это можно рассматривать как долю в оплате демографического и социального жилья.
1.6.7. Земли для строительства поселений выделяются с учётом их перспективного (до 50-ти и более лет) развития.
1.6.8. Мы полагаем, что при строительстве в поселениях необходимого количества качественного, демографического и муниципального жилья в течение 5 – 8 лет вблизи опорных городов в районах СиДаВ на 6 – 8 трлн. руб. генеральными подрядчиками должны быть национально ориентированные компании федерального уровня (Газпром, Роснефть, РЖД, Сургутнефтегаз и др.), а также крупные региональные компании, рекомендованные региональными властями (включая частные компании, работающие на пространстве СиДаВ).
1.6.9. Государственным заказчиком-координатором работ по строительству поселений являются Минрегионразвития РФ, государственными заказчиками – регионы СиДаВ.
1.6.10. Нам представляется, что инициативная хозяйственная деятельность ОАО «Газпром» и других крупных (федерального уровня) национально-ориентированных компаний в рамках предлагаемого закона устранит в принципе угрозу №1 для будущего нашей страны, когда, по мнению Председателя Совфеда С.М. Миронова, мы можем потерять страну (см. Российская газета, 18.01.2008 г., № 6). С.М.Миронов также настаивает [6], что «…именно Сибирь и Дальний Восток должны стать территорией для апробации и внедрения новых технологий в промышленности, …новых методов решения демографических и социальных проблем». Он (С.М. Миронов) также убеждён, что государство должно гарантировать дальневосточникам достойный уровень зарплат и кардинально иное пенсионное обеспечение.
Следует отметить, что именно на решение этих вопросов направлены наши предложения (лишь небольшая часть которых изложена в настоящем докладе) и мы ждём заинтересованного разговора с людьми, уполномоченными от имени государства принимать подобные судьбоносные для России решения.
1.6.11. Материнский (семейный) капитал для семей, заключающих демографический контракт, выплачивается (с индексацией) через 1 год после рождения 2-го ребёнка.
1.6.11.1. Второй раз материнский (семейный) капитал выплачивается (с индексацией) через 1 год после рождения (или появления приёмного) 4-го ребёнка.
1.6.12. При выходе на пенсию родителям, вырастившим пять и более детей до установленного возраста, за счёт средств региона выплачивается повышенная на 25 % пенсия вне зависимости от их дальнейшего места проживания в России.
Управление экономической и экологической деятельностью
2. Для согласования действий регионов, затрагивающих экономические и экологические интересы нескольких из них, образуется на постоянной основе межрегиональный совет из 2-х представителей от законодательного собрания и одного представителя от губернатора каждого региона СиДаВ. Все имеют право решающего голоса.
2.1. С правом решающего голоса в качестве постоянных членов Совета участвуют 2 представителя Минрегионразвития и по одному представителю полпредов Президента в федеральных округах СиДаВ. Предложена процедура принятия решений на Совете. Представители генподрядчиков имеют право совещательного голоса.
3. Хозяйственная и экологическая деятельность в Байкальской природной территории (БПТ) предусматривает возможность использования Байкала для водоснабжения регионов, а также продажи в страны АТР байкальской воды в качестве питьевой (после проведения необходимых подготовительных работ в течение 6 – 8 лет).
3.1. Создаётся федеральная администрация БПТ со специальными правами и подчиняющаяся Министерству природных ресурсов и экологии. Специальные права БПТ могут заключаться в том, что любое строительство, включая жилищное, не может осуществляться без согласования с администрацией БПТ.
4. По коммерческим предложениям регионов СиДаВ следует безотлагательно приступить к строительству (модернизации) 3 – 4 нефтеперерабатывающих заводов по выпуску бензина экологического стандарта «Евро 4» и «Евро 5», а также 1 – 2 заводов по выпуску авиационного керосина. Срок выполнения работ 3 – 4 года.
4.1. При использовании отечественного технологического оборудования на уровне не менее 50 % компания (владелец) получает премию (налоговые льготы) в размере 10 % стоимости завода (технологической установки, объекта, очереди).
5. В режиме пилотных проектов организуется строительство вдольтрассовых автомобильных дорог в коридоре прохождения газопроводов и нефтепроводов в СиДаВ. Финансирование строительства осуществляется на долевой основе: бюджет – регионы – ОАО «Газпром» — НК ОАО «Роснефть».
5.1. Финансирование работ по ТЭО (2,0 -2,5 года) осуществляется за счёт федеральных (возможно в доле с регионами) средств.
Строительство дороги осуществляется за счёт «длинного» кредита от государства (стабилизационный фонд, «длинные» пенсионные деньги, профицит бюджета) на 10 – 12 лет генеральным подрядчикам.
5.2. Основной долг и проценты выплачиваются за счёт включения расходов на строительство в структуру себестоимости транспортирования газа и нефти. Землю под строительство вдольтрассовых автомобильных дорог регионы предоставляют бесплатно (это может рассматриваться как часть оплаты строительства регионами). Налоговые каникулы – 3 года.
5.2.1. Государственный заказчик-координатор работ – Федеральное дорожное агентство, заказчики – регионы СиДаВ, генеральные подрядчики – ОАО «Газпром», НК ОАО «Роснефть».
После окончания строительства и сдачи в эксплуатацию дорога приобретает статус федеральной трассы, и все расходы на эксплуатацию несёт соответствующая структура (т. е. решается проблема дорог).
6. Для кредитования ОАО «Газпром» и других национально ориентированных компаний, при освоении СиДаВ, за счёт «длинных» пенсионных денег предлагается следующий подход:
При участии в софинансировании будущих пенсий всех работников группы «Газпром», ОАО «Газпром», как работодатель, имеет право на постоянное кредитование в размере не менее 80 % денег, идущих на добровольные пенсионные взносы и на софинансирование со стороны ОАО «Газпрома».
6.1. Этот подход можно отнести ко всем национально-ориентированным компаниям, участвующим в освоении СиДаВ и софинансировании будущих пенсионеров (такой подход может стать реальным допуском для участия в значительных проектах по СиДаВ).
Эти и другие предложения могут быть (в случае необходимости) детализированы. Следует отметить, что часть наших предложений является «ноу-хау», т. е. интеллектуальной собственностью.