Доверие населения как фактор повышения социального статуса власти
В результате многолетних реформ, проводимых в нашей стране, наблюдается определенное разочарование населения деятельностью кадров управления и органов государственной власти, падение авторитета органов власти в обществе, значительное снижение доверия людей к ним. В настоящее время складывается достаточно противоречивая ситуация: современные условия реформирования России предъявляют повышенные требования к эффективности государственного управления, а реальная эффективность деятельности органов государственной власти и государственных служащих находится на низком уровне; реальный социальный статус органов государственной власти в обществе значительно ниже их официального статуса. Такое положение обусловливает утрату властными структурами определенной меры своего влияния в обществе, дальнейшее понижение социального статуса органов государственной власти. Сохранение данной ситуации на фоне общего психологического кризиса может вести к нарастанию социальной напряженности в обществе.
Разрешить сложившееся противоречие можно, в частности, путем повышения доверия населения государственной власти и ее органам. Доверие граждан — это особый источник силы государственной власти и, одновременно, показатель ее эффективности. Власть, которая не пользуется поддержкой населения, которой не доверяют люди, не жизнеспособна. Поэтому в настоящее время среди наиболее важных задач, стоящих перед органами власти в нашей стране, — задача завоевания доверия населения, повышение своего авторитета и социального статуса в современном российском обществе.
Мера доверия, проявляемого респондентами, зависит как от уровня власти (федеральный, региональный, муниципальный), так и от объекта оценки (руководитель органа государственного управления или возглавляемая им властная структура). Согласно полученным результатам исследования, уровень доверия населения конкретным лицам — руководителям органов власти выше, чем уровень доверия к самим властным структурам. Чем выше уровень конкретного руководителя органов исполнительной власти, тем больше доверия ему высказывает население. В отношении властных структур наблюдается диаметрально противоположная картина.
Мера доверия органам и лицам власти зависит в определенной степени от социально-демографических, психологических характеристик и качеств самих респондентов, руководителей органов власти и государственных служащих. Для населения немного более характерен акцент на человеческих, нравственных качествах руководителей органов государственной власти и государственных служащих, для экспертов — на профессиональных, деловых.
Государственный же служащий для респондентов не обладает авторитетом и не вызывает доверия у них, но и явно негативного отношения к нему не выявлено.
Мера доверия населения органам государственной власти и работающим в них людям зависит от большого числа причин, которые можно условно объединить в несколько блоков.
1. Культурно-исторические причины. Наличие в общественном мнении довольно устойчивого стереотипа восприятия образа чиновника явно отрицательного характера. Распространенность в среде чиновничества коррупции, взяточничества.
2. Организационные причины. Недостаточный уровень профессионализма чиновников, в первую очередь. Очень важно сосредоточить внимание на профессионализме, на условиях и факторах его развития в целях оптимизации деятельности государственных служащих и органов государственного управления в целом. В свою очередь, это сформирует реальную основу для повышения доверия населения властным структурам.
3. Работа органов власти и чиновников «на себя», учет личных или узко групповых интересов, в первую очередь (корпоративизм чиновников). Недооценка государственными служащими интересов общества негативно сказывается на отношении к ним населения.
4. Недостаток объективной информации от властных структур. От уровня информированности населения о целях, задачах, методах деятельности органов государственного управления зависит оценка их деятельности.
Доверие населения власти — это отношение людей к ней, основанное на уверенности в надежности, компетентности, добросовестности данной власти, в ее способности обеспечить нормальные условия жизни и социальную защищенность граждан.
К сожалению, в связи с негативным характером проявления действий выделенных факторов, они являются причинами снижения доверия органам государственной власти, их авторитета и социального статуса в современном обществе.
Можно предложить следующие практические рекомендации, направленные на повышение социального статуса властных структур в обществе и доверия населения им.
1. Вести постоянный мониторинг уровня доверия и удовлетворенности населения деятельностью властных структур и их руководителей с возможностью оперативного реагирования на изменения этого уровня.
2. Более четко разграничить полномочия и ответственность между различными уровнями власти путем совершенствования законодательной базы.
3. Применять более жесткие принципы отбора на государственную службу с одновременной разработкой и внедрением механизмов нормативно-правового регулирования поведения государственных служащих.
4. Осуществлять разработку программ и проведение тренингов развития профессионально-деловых качеств государственных и муниципальных служащих, навыков эффективной работы с населением. Создавать во властных структурах специализированные подразделения (внутри или параллельно кадровым службам), целью деятельности которых стала бы работа с персоналом по развитию профессионализма служащих.
5. Акцентировать работу подразделений по связям со СМИ на обеспечение более полного освещения в СМИ целей, задач и позитивных результатов деятельности соответствующих органов и должностных лиц власти. Проводить тренинги с руководителями органов власти по формированию готовности и навыков контактов со СМИ.
6. Проводить консультативные мероприятия и организовать практические разработки по вопросам формирования доверия населения власти.
Копылова Юлия
кандидат психологических наук