Главный рязанский гаишник обложил данью всю область, собирая деньги на генеральскую должность?
За несколько месяцев полковник Александр Алфосов «заработал» несколько десятков миллионов рублей.
— Здравия желаем, товарищ полковник! Что это у вас деньги кругом, прям банкир, а не гаишник?
С этими словами в кабинет начальника Рязанского областного ГИБДД Александра Алфосова ввалились сотрудники собственной безопасности МВД России. На кадрах оперативной съемки картина маслом: полковник развалился на небольшом диванчике в комнате отдыха при кабинете. Его подчиненный, начальник одного из отделов, выкладывает из обычной сумки пухлые пачки купюр. Полковник вскакивает, бежит в сторону двери. Его догоняют, заламывают руки…
Это видео уже попало в интернет (слил кто-то из горячих «поклонников» Алфосова), и рязанские водители на форумах шутят, что готовы смотреть его снова и снова. Никакой киношедевр не заменит милых сердцу кадров: начальника ГАИ ловят с поличным! Мол, главного гаишника сгубила жадность.
— Начальник областного УГИБДД вымогал крупные взятки — это главное, в чем его подозревают, — объясняют водительскую «любовь» следователи. — В настоящее время Алфосову предъявлено обвинение в покушении на получении взятки в размере 500 тысяч рублей.
Скажете — удивили, мол. Тут в рамках масштабной борьбы с коррупцией в ГАИ таких уголовных дел — пачками каждый день. Но эта история — уникальная. Там, в рязанской ГАИ, Алфосов и Компания придумали такую сверхнаглую схему честного отъема денег, обложив данью своих же полицейских, а через них — всю область, что ахнули даже видавшие виды взяточники. И, надо полагать, отнюдь не полмиллиона заработали рязанские мздоимцы. Гораздо, гораздо больше.
ПОЛОСАТЫЙ ПРЕСС
Сейчас в областном ГИБДД все ведут себя так, будто ничего не случилось: бегают в коридорах, принимают посетителей. Нервозность проявляется, только когда им начинаешь задавать вопросы. На разговор соглашаются единицы — и то шепотом, назначая место встречи в маленьких кафе на окраине города. Народ боится: вдруг, начальника освободят — а им с ним работать. Впрочем, думаю, не только поэтому. Кому хочется раскрывать свои маленькие профессиональные тайны?
— Руководство областного УГИБДД принуждало подчиненных сотрудников выдавать «красивые номера», а также водительские права за деньги, — говорят следователи. — У людей был выбор: отказаться — и быть уволенным, согласиться – и получить поддержку по службе.
Тоже мне новость! Как будто при старом начальнике не было того же самого. И не только в Рязани — по всей стране торгуют «красивыми» номерами, продают права, техосмотры. Так что же такого натворил Алфосов, что его брали с боем и так дружно ненавидят все в области? Его назначили в сентябре 2011 года. Командир 2-го спецполка ДПС по Московской области полковник Александра Алфосова, едва вступив в должность, громогласно, как подобает столичному начальству, пообещал:
— Стаж работы в госавтоинспекии у меня больше 20 лет! Думаю, личный состав справится с поставленными задачами. Где бы я ни заступил руководителем, три месяца присматриваюсь. В Рязанской области я буду внедрять московские методы работы.
МОСКОВСКИЕ МЕТОДЫ
И ведь внедрил! Свою «гениальную» систему Алфосов отладил за считанные дни. Даже трех месяцев не понадобилось! И все в Рязани узнали, что такое — «московские методы».
— Нам сразу объяснили, что мы должны приносить деньги, — рассказывает один из сотрудников областной автоинспекции. Инкогнито, разумеется. — Схемы стандартные: «красивые» номера, техосмотры, автошколы. На все — своя такса. Нет, брали-то всегда, вы сами, что ли, ни разу не платили? Но как это было? Кто-то сам сунет, за успешную сдачу экзаменов, да и то, если ученик не мог сдать уже с третьего раза, это действительно как вознаграждение выглядело. А теперь это стало обязательным пунктом. Бесплатно пройти техосмотр стало вообще невозможно! Кто-то из наших попытался рыпнуться, но начальство обещало увольнять без разговоров. И народ притих — ведь любого в ГАИ на взятке поймать можно!
|
— «Услуги» сразу подорожали в несколько раз. Аппетиты у москвичей не чета нашим! Раньше «блатной» номер стоил около 20 тысяч, с приходом Алфосова — до 70 тысяч цена подскочила, — делится другой. — За техосмотры водители приносили тысячи по 2-3. При этом можно было заплатить — и сразу получить талон, как в магазине. В Рязани с тех пор никто не проходил техосмотр официально. Смысл?
— Ну что ты на меня таращишься, как будто ничего этого не знал? — хмыкает третий собеседник. Но я не то чтобы не знал про взятки в ГАИ. Я слегка обалдел от того, как буднично сотрудники все это рассказывают. — Все про систему знали, вплоть до самых зеленых новичков-водителей, не говоря про сотрудников ГАИ. Потому что все без исключения в этой системе участвовали. Собственно, Алфосов ни от кого и не прятался — деньги пачками лежали у него на рабочем столе, а ближайшее окружение — люди все сплошь проверенные.
В первую же неделю его правления из насиженных удобных кресел вылетела вся гаишная верхушка Рязани. Алфосову нужны были только свои люди. У кого соображалка более или менее работала, посадил на руководящие должности, у кого с этим делом не очень — за баранку, водителями. И понеслось…
ПЛАТИЛИ ИЗ ЗАРПЛАТ
Впрочем, как выяснилось, отличался изобретательностью не только главный гаишник, но и его замы. За работу с МРЭО — самое хлебное направление отвечал Валерий Вышинский, Алексей Кристелев возглавлял отдел, отвечающий за борьбу с коррупцией внутри системы. Борьба в их понимании выглядела так:
На первом этапе выжимали все, что можно, на дорогах. Автолюбителей буквально «доили», штрафуя за все подряд, перекрывая возможность получить документы или пройти стандартные процедуры нормальным — предусмотренным законом — способом. Выжимали деньги из водителей большегрузов, которые регулярно платили за перевес, из нефтяников. За это важное направление и отвечал Вышинский.
— Они же совсем озверели, — рычит владелец автозаправки. – Дошло до того, что мы платили просто за въезд каждой машины в город! Пытались спорить – тут же находили нарушения. Ведь при желании всегда есть, к чему прикопаться. Аптечка не та, фара не горит. Мы даже позвонили в Министерство топлива и энергетики России, чтобы они на своем уровне как-то повлияли – но без толку!
Теперь понимаете, почему водилы так радовались попавшему в интернет видео? Народ выл от поборов.
|
— А куда деваться нам было? – оправдывается мой приятель-ДПСник. — Вот у тебя есть семья? — Я киваю. — И у меня есть. Хочется, чтобы жили мы не как в сюжете «Нашей Раши» про честного гаишника. Хочется колбасу на завтрак, в отпуск ездить. И мне начальство говорит: «Работай — как все, не высовывайся! Нам будет хорошо, тогда и тебе будет хорошо. Или увольняйся». Что я выберу? Ненавидели нас водители? Черт с ними. Мне тоже жить как-то надо.Не думал никогда, что это скажу, но…
В какой-то момент я даже начал сочувствовать гайцам. Их тоже «доили». Да еще с особенным цинизмом! Каждый день им нужно было «отстегивать» начальству приличную сумму.
Вот Алексей Кристелев — человек, который возглавлял отдел, отвечающий за борьбу с коррупцией внутри системы и доил. Он по примеру своего начальника тоже организовал сбор денег!
— Он обязал городское ГИБДД платить ему еженедельно по 50 тысяч рублей, — рассказывает мой собеседник Вадим. — Наши думали, что через его зама платят самому Алфосову, рассчитывали на скидки по службе. А тот, что самое обидное, — ни сном, ни духом! А где же на каждого денег набраться?!
— А если не собрали? Не рыбный день? — допытываюсь.
— Было дело — из зарплат скидывались, если не хватало. Жить захочешь — не так раскорячишься, — кривится Вадим. — Зато нашими силами, знаешь, как в той поговорке, с миру по нитке — голому рубаха, всего за четыре месяца «работы» на новом месте Кристелев накопил на джип Land Cruiser, кстати, с красивым номером «200».
Но и это еще не все! Кристелев, видимо, вдохновившись потекшими к нему суммами, придумал еще и… шантажировать взяточников! Уже подтвержден случай, когда руководитель КПО, узрев нарушения в работе некоторых ДПСников, потребовал с них 100 тысяч рублей «за молчание».
|
Оцените юмор гаишного начальства: заставляя инспекторов брать взятки, их же за это наказывали деньгами! Те платили. И чем больше их обкладывали со всех сторон, тем наглее становились они на дорогах, тем дороже в Рязани стоили «услуги»…
Алфосов поначалу о служебном «рвении» подчиненного не знал. Получилась просто абсурдная схема — взяточничество внутри схемы взяточничества. Но город маленький. Как-то начальник ГАИ заглянул в один из своих отделов и один из руководителей осмелился пожаловаться: дескать, Александр Анатольевич, каждую неделю платим, света белого не видим, а вы нас все равно прессуете, помилуйте. Скандал был жуткий. Но потом… начальник и его зам помирились, денежные потоки направили в правильное русло и продолжили работу на «общее дело».
Кстати, сейчас заместители тоже под следствием. Всего на эту столичную троицу на сегодняшний день заведено восемь (!) уголовных дел.
НУЖНЫ ДЕНЬГИ НА ПОГОНЫ? И МЫ ИДЕМ К ВАМ!
Схема Алфосова идеально действовала полгода. Все это время полицейские скрипели зубами, но работали.
— Чего не жаловались? — спрашиваю.
Те хмыкают:
— Знаешь, анекдот есть: водитель белой «Тойоты» не справился с управлением. Да и где ему было справиться, когда менты всем управлением навалились! Вот на нас тоже навалились – всей управленческой «верхушкой». Был один принципиальный, Писегов, пытался воевать с системой. И где он теперь…
Олег Писегов пять лет возглавлял МРЭО города Сасово Рязанской области. Я наводил справки — все как один говорят, что это, цитирую, «мент в лучшем смысле этого слова». Строгий. Справедливый. Неподкупный. Поэтому когда получил распоряжение собирать деньги с автошкол, отказался. Рассказывают, не очень вежливо. В считанные дни условия труда Писегова сделали невыносимыми, рапорт о переводе на должность инспектора ДПС он написал сам.
— Да, было. Я это пережил. Но по-прежнему работаю в полиции. Извините, не хочу об этом говорить… – отказался откровенничать честный гаишник, когда я до него дозвонился.
Ну ладно, с этим все ясно: гаишников запугали, а те выбрали наименьшее из двух зол и подстроились под новые условия. Но почему Алфосов греб деньги так нагло и открыто? Неужели, вообще никого не боялся?
— Он ведь был в Рязани временно, мы знали, что его перевели на год, максимум — два. Что это повышение — трамплин перед следующим высоким назначением уже в столице, — рассказывает наш осведомленный источник в Управлении МВД. — Думаю, поэтому он и не стеснялся — вскоре уходить собирался. Но была и еще одна причина: у нас все знают, хорошая должность стоит хороших денег. Где-нибудь в регионе их наскрести легче.
Собеседник дал нам понять, что, вероятно, полковник таким образом собирал деньги на генеральские погоны. Якобы он успел «заработать» на эти цели несколько десятков миллионов рублей. Спешил оплатить новое кресло — отсюда и такой пресс?
Вот оно! Но если бы он немного сбавил обороты, мог бы таким образом «зарабатывать» еще год. Зачем было так глупо подставляться?
Все, с кем я разговаривал, пожимали плечами: начальник просто потерял страх, стал действовать слишком нагло, ему этого просто не смогли простить.
«РАБОТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОГЛАНО ГРАФИКУ»
Гайцы послушно отмахали своими волшебными палочками несколько месяцев. А когда совсем стало невмоготу, начали жаловаться. Районные дпсники начали писать в местные отделы прокуратуры, но ответа не дождались. Зато рязанские офицеры, понимая, что местные силовики их инициативу вряд ли оценят, накатали кляузы напрямую в следственный комитет и ФСБ России. Из столицы за Алфосовым пригнали сотрудников МВД.
— Почему рязанским силовикам не доверили задержание? — удивляется моему вопросу приятель из местного МВД. — Здесь прекрасно знали, что творится под носом. Но предпочитали не замечать. Кроме того, управлением ОСБ командует генерал областного МВД. Это еще один парадокс нашей системы: не может отдел собственной безопасности находиться в прямом подчинении начальника полиции. Получается, он должен отдавать приказы о проверке себя же!
|
Сейчас Алфосов за решеткой, за него бьются сразу несколько московских адвокатов.- Моего подзащитного однозначно подставили, — заявил один из них. — Сначала трех сотрудников поймали на взятке, а потом предложили: «или вы сдаете кого-нибудь, или садитесь сами». Этих людей использовали как инструмент, что недопустимо.
Пока следствие и представители гаишника пикируются, и.о. начальника ГИБДД УМВД России по Рязанской области назначили Михаила Есакова. Уже своего, местного. Он с заявлениями пока осторожен:
— Работа в ГИБДД идет согласно графику, утвержденному начальником управления, никаких сбоев нет. Мы по-прежнему принимаем граждан, регистрируем транспорт, выдаем водительские удостоверения — все в обычном режиме. Что касается моральной обстановки, то, конечно, очень тяжело.
— Слушай, может после этой шумихи хоть что-то изменится? Побоятся? — вновь обращаюсь к своему знакомому гаишнику Вадиму.
Он смеется. — А ты думаешь, хоть на день что-то изменилось? Схема не зависит от руководителя. Алфосов просто присвоил всю «кормушку». И его от нее отстранили.
Это правда. Конечно, после громких задержаний гаишники притихли, но…
— Меня приятель попросил с номерами блатными помочь, наверное, теперь уже совсем к вам с этим не сунешься, а? — набираю я подсказанный номер человека в погонах, который, говорят, «компетентен» в данном вопросе. На том конце – тишина. И, наконец:
— Ждать долго придется. Но договоримся.
ОФИЦИАЛЬНО
«По коррупции в ГИБДД могут возбудить еще несколько дел»
Александр Чикалов, замруководителя отдела процессуального контроля СУ СК России по Рязанской области:
— Здесь нужна долгая и кропотливая работа по формированию кадров в полиции, по воспитанию этих сотрудников. Да, переименование милиции в полицию и переаттестация не оправдали в полном объеме тех надежд, которые на них возлагали. Но есть и определенные положительные результаты. Даже мне, представителю другого ведомства, известны случаи, когда переаттестацию не прошли сотрудники, которые грубо нарушали кодекс этики. Например, сотрудник хотел совершить преступление, но потом отказался от этого. В соответствии со статьей 31 УК РФ уголовное дело в отношении него возбуждать нельзя. Но … нужен ли органам внутренних дел такой сотрудник?
Но по щелчку пальцев, взмаху волшебной полочки в один момент все не изменится. Это очень долгий труд. Частично в нем задействован и Следственный комитет, потому что возбуждение уголовных дел, избавление от криминальных элементов в этой системе способствует оздоровлению морального климата в правоохранительных органах.
Что касается комплексной борьбы, то выявление таких серьезных преступлений возможно при активной позиции всего гражданского общества. Простые граждане могут тоже внести свою лепту, ведь никто не запрещает фиксировать незаконные действия сотрудников полиции при помощи диктофонов, видеорегистраторов, видеокамер.
Когда в обществе будет понимание того, что «если не знаешь, как поступить – поступи по закону», тогда мы будем жить в другой стране. Думаю, что нормальному человеку страшно от того, что по улицам ездят люди, купившие водительские права… Когда мы становимся очевидцами страшных аварий, я не знаю, на каких весах мерить ответственность тех, кто покупал права и продавал. На мой взгляд, они в одинаковой степени виновны.
Что касается последних громких уголовных дел в ГИБДД, то, конечно же, это работа центрального аппарата МВД, главного управления собственной безопасности и УФСБ по Рязанской области. Здесь не было классической схемы: по заявлению человека провели оперативный эксперимент и взяли взяточника с поличным. Хотя, безусловно, ситуация там складывалась не один день. Очевидно, что поток информации от граждан и предпринимателей копился не один день и был реализован ГУСБ МВД и ФСБ совместно с нашими следователями в делах, которые у всех на слуху. Разумеется, такого рода сложные и многоступенчатые коррупционные схемы выявляются только при целенаправленной и масштабной оперативно-розыскной работе. При этом я не исключаю, что в ходе дальнейшего расследования будут возбуждены еще уголовные дела по фактам коррупции в ГИБДД.
КОММЕНТАРИИ
«Чтобы искоренить коррупцию, нужно сначала… отремонтировать дороги»
Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:
— Для того, чтобы изменить ситуацию с коррупцией в правоохранительных органах, нужно сначала навести порядок на дорогах. Именно там воруют миллиарды долларов. Простой пример: чтобы объехать яму, у нас зачастую нужно выехать на встречку. Кто здесь виноват — водитель, который нарушил правила? Инспектор, который штрафует его? Нет, руководство Минтранса и те, кто ворует бюджетные деньги. А потом уже с этого кормятся мелкие, никому не интересные люди из каких-нибудь региональных ГИБДД. Я лично видел в Греции, как наши русские люди выпивали и произносили тост «За дороги!». Оказалось, что это «шишки» из ГИБДД.
«Не нужно полиции заниматься номерами»
Елена Панфилова, руководитель Центра антикоррупционных исследований и инициатив:
— Не может служба ГИБДД вести хозяйственную деятельность. Они должны следить только за порядком на дорогах. Например, выдачей номеров, установкой знаков, регистрацией машин и прочим вообще не обязательно заниматься полиции. Это немыслимо, когда в одном государственном органе воедино сходятся управленческие, хозяйствующие и контрольные функции. Поэтому такие изменения нужно вводить на федеральном уровне.
Другой опыт
Техосмотр по Интернету и священники на дорогах
Ольга ПРОХОРОВА («КП» — Ярославль»)
Из-за вала сообщений о гаишниках-взяточниках возникает ощущение, что по-другому уже и не бывает. Бывает!
Александр Ильин в Ярославле за 13 лет работы на посту главного гаишника области стал «своим» — и для самих сотрудников ГИБДД, и для автолюбителей. Хотя отделение тоже поначалу потряхивало. Тяжелым был 2009 год. Тогда участились происшествия с участием милиционеров, и в ярославской милиции сменили начальника. Ждали полной перестановки кадров. Но Ильин в своем кресле сидел прочно. Взяток не брал, выдумывал новшества. С его подачи в Ярославле, в первом среди регионов, ввели запись на техосмотр через Интернет. Это упростило процедуру прохождения, практически исчезла бюрократия.А однажды Александр Владимирович выступил с довольно оригинальной инициативой – приставить к гаишникам на дорогах священнослужителей. Чтобы напутствия водителям читали, от ДТП остерегали. Совместные рейды ГИБДД и церкви стали регулярными, священники теперь даже на вручении прав присутствуют.
Как ни странно, но хорошие отношения сложились у главного гаишника с ярославским союзом автомобилистов, чей лидер Сергей Терехин известен как ярый борец за права водителей и равенство на дороге.- К Ильину с любой проблемой шли, он шел навстречу, — рассказывает Терехин.Честного и инициативного гаишника заметили в Москве. Александр Ильин возглавляет московской ГИБДД уже больше года.
kр.ru