Очередной виток борьбы с незаконным обогащением чиновников
Владимир Путин обратил внимание на проведение незамедлительных мер по подготовке антикоррупционных законопроектов. «Есть идея предъявлять не только доходы, но и расходы», — поставил в марте 2011 года задачу перед единороссами Путин, выступая на межрегиональной конференции ЕР в Брянске. Также необходимо формировать работу по ратификации 20-й статьи антикоррупционной конвенции ООН.
Недавно на экспертизу и обсуждение пришел проект поправок, касающихся ответственности за превышение расходов над доходами.
Основная проблема контролирования расходов — отсутствие межгосударственных соглашений и права иностранных банков давать информацию о счетах и покупках за рубежом, разъяснил источник, из-за этого из поля зрения исчезают сведения о покупке чиновниками зарубежной недвижимости и об их счетах в иностранных банках.
Сейчас расходы и доходы в пределах России отслеживаются просто: все регистрируется и в налоговой службе, и в Росфинмониторинге, и получить информацию о крупных приобретениях несложно, говорит глава Transparency International-Russia Елена Панфилова. Проблема в мониторинге доходов и расходов за рубежом из-за отсутствия механизма международного взаимодействия, соглашается она. «В принципе, даже не требуется заключения специальных договоров под фанфары и барабаны: все соглашения по взаимодействию в области борьбы с коррупцией прописаны в третьей части конвенции ООН, — говорит Панфилова.
Возможная альтернатива непростому в разработке и реализации законопроекту — ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции «Незаконное обогащение».
Специалисты Генпрокуратуры и Минюста совместно с членами обеих палат парламента образовали специальную группу для «совершенствования законодательства» в свете возможной ратификации 20-й статьи.
Другой интерпретацией заявления Путина о необходимости контролировать расходы была возможность следить за расходами кандидатов в депутаты от «Единой России» внутри самой партии. На вопрос «Газеты.Ru», не планирует ли «Единая Россия» добровольно раскрывать расходы кандидатов от партии, секретарь президиума генсовета партии Сергей Неверов ответил, что этот вопрос не обсуждается.
Коррупционная система — одна из самых организованных в России, имеющая свои лоббистские возможности и свое представительство в законодательных органах. Когда мы говорим о том, что премьер предлагает такие простые меры, как закон о расходах, все прекрасно понимают, что это предполагает угрозу для огромной группы чиновников.
Напомним основные антикоррупционные статьи Конвенции:
1. Статья 20. Незаконное обогащение. В странах, ратифицировавших Конвенцию, если у «публичного должностного лица» активы превышают законные доходы, и это «лицо» не может их обосновать, то тогда к такому чиновнику сразу применяется антикоррупционное законодательство.
2. Статья 26. Ответственность юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях. Известно, что и наши, и зарубежные фирмы даже планируют коррупционные расходы, но с них взятки гладки.
3. Статья 34, 35. Создание механизма, компенсирующего последствия ущерба, наступившего от коррупционных действий. В России такого механизма до сих пор не создано
4. Статья 36. Создание специализированных органов по борьбе с коррупцией.