ПРОДУДЕЛИ… О некоторых итогах развития Тульской области

По следам Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 2003 и 2005 гг.

У меня в руках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, подготовленные в 2003 и 2005 гг. В Послании 2005 г. Президент заявляет, что сформулирован-ные задачи должны быть решены до 2010 г.: «Прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее Послания Федеральному Собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».

Самое время подвести итоги на примере Тульской области.

Конечно, обо всём говорить сложно, тем более, в одной статье. Поэтому остановлюсь на том, что волнует большинство туляков и их общественные организации, — на решении соци-альных проблем и развитии гражданского общества.
Президент говорит: «Главной политико-идеологической задачей считаю развитие России как свободного, демократического государства <…> Порой можно слышать, что поскольку российский народ веками безмолвствовал, то и свобода для него якобы непривычна и не нуж-на.  И будто бы поэтому наши граждане нуждаются в постоянном начальственном присмотре <…> Убежден, для современной России ценности демократии не менее важны, чем стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей <…> Право быть избранным или назначенным на государственные должности, как и возможность получить публичные услуги, публичную информацию, должны быть доступны в равной степени всем гражданам страны. При этом любой преступивший закон должен знать, что наказание — неотвратимо».

Правильные, справедливые слова! Ну и как они у нас в регионе осуществлялись?

Если кратко — от года к году всё хуже!
В бытность губернатора Н.В. Севрюгина была игра в демократию. При губернаторе В.А. Стародубцеве сохранялась видимость таковой: хотя бы раз в квартал собирался ПКС — Поли-тико-консультативный совет, где сопредседателем был представитель общественных организа-ций, где губернатор мог напрямую слышать критику в адрес его администрации, пожелания и требования общественных организаций и политических партий. А при губернаторе В.Д. Дудке с демократией было почти покончено. Независимых регулярных газет не осталось, обращения общественных организаций «повисали в воздухе», ответы на них были формальными, и ждать их приходилось зачастую больше месяца. В Туле до последнего 2010 года не было закона «Об Общественной палате». Наконец, появился указ губернатора о создании Общественной палаты Тульской области, в которой три четверти составляли чиновники, представителям общественных организаций досталось всего несколько мест, а председательствовал, само собой, В.Д. Дудка. Возмущение общественности, реакция Центра вынудили губернатора отступить. Был принят Закон Тульской области «Об Общественной палате Тульской области», подготовленный заместителем губернатора Т.П. Постернак. «Демократизм» закона свёлся к тому, что две трети состава палаты назначены губернатором и руководством областной Думы, а последняя треть сформирована из «остатков» бывшей общественной организации «Общественная палата». Вместо выборов большинства членов палаты на областном гражданском форуме — сплошь «назначенцы». Результаты — за полгода палатой не обсужден ни один волнующий население вопрос;  проекты областных законов не обсуждаются общественностью на предварительном этапе; общественная приемная не действует; сайт Общественной палаты Тульской области в Интернете не сыскать…
Появилась надежда, что губернатор В.С. Груздев прислушается к поступившим в его адрес предложениям общественных организаций по развитию гражданского общества, по поддержке общественного контроля, по проблемам социальной политики. Эти проекты Законов Тульской области, предложения всякий может найти на Интернет-сайте Комитета общественной безопасности Тульской области: http://www.kob-71.narod2.ru.

Надеемся, что переменится и стиль деятельности госслужащих в Правительстве Тульской области. Обращения общественных организаций повлекут диалог, а не формальные отписки. Ответы станут доброжелательными и быстрыми, а не с месячными проволочками. Хотелось бы и диспутов в прессе, на телевидении по вопросам, волнующим население и общественные организации области, а не формальных «общественных слушаний». На подобных «слушани-ях», кстати, не остается (?!) времени на выступления общественности и даже на ответы на во-просы, поскольку 90 % регламента поглощают чиновники с депутатами, которые, к тому же, «зачитав» свои «монологи», спешат покинуть зал…

Президент России говорил: «Если государство поддается соблазну прямых решений — то верх возьмет бюрократическая реакция. Вместо прорыва мы можем получить стагнацию. При этом потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответ-ственность и непрофессионализм — будут стремительно нарастать <…> всё большего отрыва власти от интересов общества, нежелания госаппарата слышать запросы людей».

Именно так и произошло к 2010 году в нашей области.

О бездушии многих чиновников большинство слышали, читали, на себе испытали. О кор-рупции через край слышали, видели, повседневно сталкиваемся. «Прелести» монополизма в ЖКХ испытали почти все. Последний капитальный ремонт за счет государственных средств и денег населения («всего-то» 5 %!) стал кошмаром для десятков многоквартирных домов. А Управляющая компания г. Тулы навязывает населению всё новые и новые свои «услуги»…

Прав Президент страны, говоря: «Повторяю: наша действительность не может нас удовле-творить <…> Многим чиновникам кажется, что так будет всегда и что подобные издержки — это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распо-ряжение неэффективной и коррумпированной бюрократии.

Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры — не просто необходимо, но экономически выгодно <…> Современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии».

Правильно! Увы, вместо успехов в социально-экономической деятельности, как и преду-преждал Президент в Посланиях 2003 и 2005 гг., мы получили стагнацию. Об экономике, ви-димо, скажут еще специалисты. А в социальной политике стагнация налицо!
Вот официальная статистика, взятая из Сборника Федеральной службы Госстатистики. При этом проценты и относительные показатели даны в сравнении с предыдущим годом.

При рассмотрении статистических данных, отраженных в таблице, обращает на себя вни-мание стремительный рост стоимости жизни, особенно, простите, пропитания. Это ощутимо сказывается на положении, прежде всего, наиболее социально уязвимых слоев населения — пенсионеров, инвалидов, детей. А «космический» рост цен на услуги ЖКХ — для пенсионеров и вовсе катастрофа. Сравните: средняя пенсия в Туле составляет порядка девяти с половиной тысяч руб., а за стандартную двухкомнатную квартиру с «джентльменским» набором (отопление, вода, газ, электроэнергия, а зачастую еще и лифт с «накрутками») приходится выкладывать ежемесячно почти три тысячи рублей.

Борьба с бедностью — ключевая задача борьбы за ускорение социально-экономического развития, за решение проблем модернизации, к которой призывают Президент страны Д.А. Медведев и Председатель Правительства В.В. Путин.

В интервью Президента РФ Д.А. Медведева Агентству Рейтер, данном во время саммита «Россия – Европа» 26 – 27 июня 2008 г., читаем: «У нас есть специфические российские про-блемы. Я назову две из них. Во-первых, это бедность, которую мы пока не преодолели, и ре-шение этой проблемы является самым главным для государства. И вторая проблема — это коррупция. Коррупция как системный вызовы, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможности государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали».
Это заявление главы государства как будто взято из анализа развития Тулы и области в 2010 г.

Проблема борьбы с бедностью в нашем регионе стоит весьма остро. А факты коррупции среди чиновников высшего звена управления муниципалитетов вызывают всё большее напря-жение в обществе.

Рост разницы доходов чиновников, владельцев крупных предприятий и организаций, с од-ной стороны, и доходов населения, с другой, всё сильнее бросается в глаза. Люди видят, как поднимаются, будто на дрожжах, виллы богачей, на каком транспорте разъезжают чиновники. За цифрами «успехов» социальной политики кроется нежелание решать острые проблемы, тре-вожащие население: всё те же рост тарифов и цен на услуги ЖКХ, проезд на транспорте, цен в магазинах. Плюс невозможность трудоустройства инвалидов, женщин, специалистов старше 45-50 лет, а также выпускников вузов и техникумов, желающих работать по специальности. И т.п.
Попытки общественных организаций предложить некоторые меры по облегчению положе-ния населения натыкаются на «дежурный» ответ: в бюджете на эти цели нет денег, едва выползаем из кризиса. Но и пять лет назад, в докризисную пору, денег на эти цели в бюджете также не было!

Вопросы возникают всё чаще. Вот некоторые из них:
• Почему у нас самые высокие цены на продовольствие среди 18 областей Центра?
• Почему у нас, в отличие от других областей, не снижаются цены на транспорт в «дач-ный период» (с мая по сентябрь) или не вводятся спецрейсы? В результате брошено до половины земельных участков в садово-огороднических товариществах!
• Почему у нас такие громадные тарифы на услуги ЖКХ?
• Почему не решаются вопросы среды обитания инвалидов?
• Почему в условиях кризиса не сокращалась численность чиновников и не ограничива-лись их зарплаты (в 2000 г. на содержание аппарата «Белого дома» выделялось 132 млн. руб., в 2001-м — 190 млн., а в 2011-м — 792,989 млн. руб.)?
• Почему, имея лучшие финансовые возможности, чем другие области Центра (3-4-е ме-сто по объему собираемых налогов, из них до 90 % остаются в области), мы так плохо решаем проблемы социальной сферы?

Приходится сделать вывод, что одно вытекает из другого: бедность, коррупция, фактически политическое бесправие общества — всё взаимосвязано. Необходимо ответственных за решение проблем, волнующих наше общество, наказывать за безответственность административным «рублем»!

Пора от слов «одобряем» перейти в Тульском регионе к конкретным шагам по претворению в жизнь предложений о модернизации социальной политики, высказанных в разное время Президентом страны и Премьер-министром. Пора прислушаться и к предложениям общественных организаций в этом направлении.

В 2007 г. на Специальном совещании по Национальным проектам и приоритетным направлениям развития страны В.В. Путин отмечал три категории социальной политики:
• новые механизмы включенности институтов гражданского общества, экспертов, про-фессиональных сообществ в процесс формирования социальных программ, а также про-цедуру оценок их эффективности;
• создание реальной конкурентной среды в социальной сфере («До тех пор, пока государ-ство конкурирует само с собой, мы будем топтаться на месте»);
• реализация социальной политики должна идти на базе современных инновационных технологий («И это не только техническое перевооружение отрасли, но и новые спосо-бы и методы проведения политики»).
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 2003 г. читаем: «Полноценное развитое гражданское общество возникает только в условиях радикального сокращения функций госаппарата, преодоления недоверия между различными социальными группами».
А вот выдержка из Президентского Послания от 2008 г.: «Прошу предусмотреть дополни-тельные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправитель-ственных организаций, Общественной палаты…»
И констатация из известной статьи Д.А. Медведева «Россия, вперед!»: «Неэффективная экономика, постсоветская социальная среда, не окрепшая демократия, негативные демографи-ческие тенденции».

Не правда ли, приведенные выше статистические данные о результатах социальной политики в нашей области подтверждают эти слова руководителей страны! А в той же статье «Россия, вперед!» объясняются причины, почему так тормозятся перемены в социальной политике нашего региона: «Безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы, низкое качество общественных дискуссий <…> Общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием».

Пора властям Тульской области начать работу по модернизации социальной политики и ускорению развития гражданского общества в регионе. Бывший губернатор В.Д. Дудка на Гражданском форуме 9 октября 2009 г. сказал: «Сегодня власть стремится к тому, чтобы кон-солидировать гражданское общество, работать с ним в партнерстве <…> Власть без поддержки общества едва ли сможет работать продуктивно». Правильные ведь слова. Кабы их делами подкрепить…

Надеемся, что новый губернатор, Правительство Тульской области не на словах, а на деле последуют рекомендациям, указаниям Д.А. Медведева и В.В. Путина в социальной сфере и в части развития гражданского общества.

Мы уже неоднократно предлагали меры по модернизации социальной политики в Тульской области, по усилению ее эффективности, по поддержке развития гражданского общества. Утверждаем еще раз: начать надо с создания рабочей группы (на паритетных началах — представители власти, общественности и бизнеса), работающей на постоянной основе, которой будет поручено выработать конкретные предложения по модернизации региональной социальной политики (проекты новых Законов Тульской области, дополнения и изменения в действующие нормативно-правовые акты).

Важнейшие проблемы, волнующие общество, должны обсуждаться на Общественных слу-шаниях, созываемых по инициативе областного Правительства, Думы и общественных организаций. Рекомендации об изменении формы проведения таких слушаний направлены в адрес губернатора и областной Думы.

От имени «Круглого стола» лидеров областных общественных организаций ветеранов и инвалидов, Ассоциации «Союз за социальную справедливость и гражданское общество», Комитета общественной безопасности Тульской области в адрес губернатора направлен и еще ряд предложений, в том числе:
• проект Закона Тульской области «О поддержке деятельности общественных организа-ций в Тульской области в части совершенствования механизмов общественного кон-троля»;
• предложения по поддержке общественных организаций Тульской области по направле-ниям;
• предложения в проект Закона Тульской области «О поддержке садоводческих, огород-нических и дачных некоммерческих объединений граждан»;
• предложения по поддержке малого бизнеса».

Всех, кто заинтересовался, еще раз отсылаем к сайту: http://www.kob-71.narod2.ru, где раз-мещены эти материалы и ряд других.
Комитет общественной безопасности Тульской области призывает к сотрудничеству во имя быстрого развития региона, снижения социальной напряженности, к решительной эффективной борьбе с коррупцией и причинами, ее порождающими, всех неравнодушных к бедам, проблемам области и ее населения. Всех — власти, бизнес, политические партии, общественные организации и просто активных граждан.

Приемная Комитета общественной безопасности работает по понедельникам с 11 до 15 час. по адресу: г. Тула, ул. Свободы, 60. На этот же адрес можно направлять корреспонденцию или связаться по телефону (4872)310-306, послать электронное письмо на e-mail: kob-71@yandex.ru. Также прием производится в здании Тульской Федерации профсоюзов (г. Тула, просп. Ленина, 46), офис 412, по четвергам с 11 до 13 час.

Приглашаем все уровни власти, политические партии, общественность высказаться по за-тронутым в статье проблемам в средствах массовой информации. А еще лучше — провести общественную дискуссию о проблемах развития области и путях их решения. Это тем более актуально накануне выборов в Госдуму.

Александр ЛОПАТИН,
координатор «Круглого стола» лидеров областных
общественных организаций ветеранов и инвалидов.

Поделиться