ЗАПИСКИ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТА
В прошлый четверг, 16 декабря, когда наш город посетил Президент РФ, а очередной номер «Аргументов недели» был уже в продаже, в редакцию принесли письмо без обратного адреса. Содержимое письма было очень деликатным, но оставить его без огласки было бы не справедливо. Текст анализа публикуется с некоторыми сокращениями. В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
Анализ состояния внутри-политической ситуации в Рязанской области.
Общая тенденция развития внутриполитической ситуации (далее ВПС) характеризуется продолжением активного наступления региональной власти на оппозицию начатаю на выборах в Рязанскую областную Думу и ярко выраженную пассивность оппозиционных партий, удовлетворенную завершением тяжелой выборной компании, а так же серьезными разногласиями внутри самой «победившей» партии.
Основные события, оказавшие влияние на ВПС в регионе:
завершение формирования политической конструкции региона после выборов в Рязанскую областную Думу;
природные пожары на территории области;
<…>
проведение эксперимента Губернатора по изменению принципов формирования представительных органов власти в районах области;
выборы в органы представительной власти и органы местного самоуправления в области;
скандальная ситуация вокруг десантного училища.
Завершение формирования политической конструкции региона.
Общая «победа» партии власти на выборах в областную Думу не стала итогом этой компании и получила продолжение в еще более жесткой форме нежели сами выборы со стороны Правительства области. Итогом этой деятельности стала полная «зачистка» политического поля в Рязанской области в пользу ПП «Единая Россия». Такие оппозиционные партии как ЛДПР, КПРФ технично устранены от повседневной работы в областной Думе, получив только один мандат для работы на постоянной основе (Комарова К.Ф. — ЛДПР), другие же, такие как «Правое дело», «Яблоко» вообще исчезли с политического поля региона. Несмотря на малочисленность, представленных в Рязанской областной Думе, оппозиционных партий, сегодня нет перспектив на их сотрудничество, хотя бы по отдельным вопросам для обозначения общей позиции. Помехой для такого сотрудничества являются прежде всего личные амбиции региональных лидеров и умелое использование этих личных качеств оппонентами. Безнаказанность нарушений выявленных во время выборов, породил с одной стороны обоснованный страх, прежде всего СМИ перед чиновниками от ЕР, с другой стороны полностью развязала руки руководству области для еще более жесткого применения административного ресурса при подготовке к выборам в Государственную Думу. Генеральная репетиция пробы новых «технологичных» приемов предвыборной борьбы и подсчета голосов назначена на март 2011 года, когда в 4-х округах г. Рязани пройдут довыборы в Рязанскую городскую Думу. Основные принципы «ЕР» в той компании будут представлены отдельным документом. Парадоксальным итогом деятельности Правительства области по снижению активности оппозиционных партий, стало серьёзное снижение политической активности самой ПП «Единая Россия» в региона. Основными причинами этого, вероятнее всего стали:
отсутствие необходимости повседневной борьбы с оппозицией;
полное пренебрежение аналитической работы на серьезном уровне (еженедельные, так называемые, доклады Кравчука В.С. Губернатору области и небольшому ряду должностных лиц, входящих в руководство области, носят достаточно тенденциозный характер и грешат отсутствием масштабности и ошибочностью выводов);
Уход на второй (а порой и на третий) план региональных политических тяжеловесов от «Единой России» (Булаев Н.И., Сидоров В.К., Марков В.К., Алабин П.К., Кривцов М.С., Баранов А.Н. и некоторых других);
возложение всей тяжести политического руководства в области (планирование, претворение в жизнь и ответственность) на одного человека (Шевелева А.В.)
Вывод: Таким образом в Рязанской области сложилась крайне неустойчивая политическая конструкция, что с учетом массовой раздражительности жителей области будет иметь тенденцию к ухудшению и при определенных ошибках регионального руководства, весьма склонного к подобного рода ошибкам, в связи с отсутствием стратегического мышления, поставит регион на грань социального — политического кризиса, которым могут воспользоваться некоторые лидеры региональных отделений т.н. оппозиционных партий, не вполне понимающие насколько их партия «оппозиционна» на федеральном уровне. Всё это, способствует вывести ВПС из русла какой — либо управляемости в среднесрочной перспективе.
Природные пожары на территории Рязанской области.
Общая ситуация в регионе, в связи с прошедшими природными пожарами по своим главным параметрам и тенденции развития характерна для других регионов, в которых был объявлен режим «ЧС» и имеет незначительные отличия:
Серьёзные противоречия в оценке ситуации и прогнозе на введение режима «ЧС» между Губернатором области и ГУ МЧС (Никифоровым О.М.) в результате которых режим «ЧС» был введен на территории области с серьёзным опозданием (на 10-12 дней). Скорее всего вину за это можно возложить на руководителя ГУ МЧС.
Абсолютная растерянность и практически полная потеря управления ситуацией со стороны Губернатора области первые 5 — 7 дней после введения режима «ЧС».
Отсутствие способностей к практическому управлению силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС со стороны начальника ГУ МЧС генерал -майора Никифорова О.М.
Серьёзные организаторские способности, проявленные вице-губернатором Шевелевым А.В. Сумевшим переломить ситуацию в управлении процессом, которые и позволили в конце концов ликвидировать очаги пожаров в области.
Растерянность всех политических сил в конце июля — начале августа. Неспособность лидеров политических партий (Фомин А.В; Федоткин В.Н; Алтынбаев Р.З; Шерин А.Н.) к адекватной оценке сложной ситуации, боязнь идти в гущу событий, к обездоленным и разъяренным людям парализовало, не только власть в регионе, но и региональные отделения политических партий. <…> В дальнейшем отслеживалась ситуация по деятельности Правительства и политических сил региона на предмет использования народной беды в политических, личных и иных целях, не имеющих отношения к сложившейся чрезвычайной ситуации.
Вывод: Кроме видимых последствий природные поары стали своеобразным катализатором способности региональной власти исполнять свои обязанности в сложной непрогнозируемой ситуации. Можно считать, что региональная власть и политические силы области получили некоторый опыт стабилизации обстановки в условиях жесткого лимита времени и постоянного давления с одной стороны населения, с другой стороны федеральной власти. Однако вполне очевидно, что этого абсолютно недостаточно в случае повторения ситуации, по усиленной политической составляющей. Сегодня в области нет политических сил, а самое главное ярких личностей, которые смогли бы реально влиять на поведение общества в условиях нештатных ситуаций. Вместе с тем в регионе созданы все условия для возникновения таких ситуаций вне зависимости от чьего — либо желания или нежелания.
<…>
Проведение эксперимента Губернатора по изменению принципов формирования представительных органов власти в районах области.
С целью закрепления жесткой конструкции власти в регионе с опорой на ПП «Единая Россия» Губернатором области проводится, т.н. эксперимент в Скопинском районе по изменению принципов выборов главы города по аналогии с системой, сложившейся в г. Рязани.
В Скопинском районе удалось ситуацию нейтрализовать, но видимо это временный успех. Вторая, более решительная попытка, скорее всего будет предпринята в декабре-феврале, и если «властный окрик» не будет публичным, то она завершится успехом «реформаторов». Сложность заключается в том, что с одной стороны нельзя допустить публичности в сдерживании этого процесса (ударит по авторитету Алабина П.К., что приведет к невозможности его использовать в перспективе), с другой стороны нельзя допустить безусловного прохождения этого варианта, так как это, в перспективе очень серьёзно ударит и по власти и по партии власти в регионе, а это тоже дестабилизация.
В г. Касимове система выборов главы города выстраивается под команду, прикрывающуюся фигурой Провоторова Ф.И. В конечном итоге данная ситуация смоделирована под финансово — экономический передел как города, так в перспективе и района, где основными игроками будут представители Московского и Казанского бизнеса.
Вывод: Ситуация в двух районах абсолютно полярны и требуют разных подходов в их разрешении. Учитывая плановость этих событий вмешательства в их развитие, кроме того что уже сделано не нужно.
Возникновение, развитие и скорее всего разрешение данных ситуаций подтверждает на этом этапе почти полную управляемость извне руководителей области первой пятерки, при этом у них абсолютная уверенность в том, что это реализуются их мысли и желания.
Выборы в органы представительной власти и органы местного самоуправления в области.
11.10.2010 года в Рязанской области в единый день голосования прошли выборы глав муниципальных образований в девяти городских и сельских поселениях. Явка составила 39,33%. По итогам голосования во всех избирательных округах наибольшее количество голосов получили кандидаты от ПП «Единая Россия». Это связано не только с использованием административного ресурса в «обычных» его формах, но прежде всего с отсутствием какой-либо внятной работы и собственно выборной активности со стороны остальных партий. В то же время если представители КПРФ обозначили робкие попытки поучаствовать в этой компании, то остальные просто самоустранились от этого.
Выводы: Региональное отделение политической партии «Единая Россия» демонстрирует, хоть и очень вяло свой интерес к выборам всех уровней, проходящих на территории области, при этом уверенно на них побеждает при затрате незначительных усилий. Остальные участники политического процесса явно игнорируют выборы первого уровня, при этом причина у партий разные.
Скандальная ситуация вокруг десантного училища.
Ситуация , связанная с приездом Министра Обороны в десантное училище живо обсуждается различными слоями населения в Рязанской области и прежде всего в Рязани, при этом самыми активными из них стали: региональное отделение КПРФ, ветеранские организации, местные электронные СМИ (видимо руководство области ошиблось в анализе ситуации и на основе неверного прогноза развития ситуации выдало неверные указания в СМИ). Примечательно, что осудили действия Министра Обороны (не в публичной форме) многие видные «единороссы» (Шевелев А.В. Еременко Ю.И. Сидоров В.К. Фомин А.В. И другие). Региональное отделение «Союза десантников России» в области абсолютно незаметно, инертно, его возглавляют «странные» десантники (Цыганков Ю.А. Иванов С.В.), которых в городе никто не знает даже среди самих десантников.
Вывод: Ожидать всплеска какой-либо политической активности при дальнейшем развитии этой ситуации не приходится, в связи с общей пассивностью региональных отделений оппозиционных партий.
Общие выводы.
ВПС в регионе как на сегодняшний день, так и на период до конца 2010 года характеризуется как умеренная в социальном плане, инертная в политическом плане, недостаточно стабильная в экономическом плане и крайне взрывоопасная в плане выживания граждан.
Политических партий, крупных общественных движений, ярких харизматичных лидеров способных расшатать ситуацию на фоне недовольства основной части населения своим жизненным положением в регионе нет и в означенный период не будет.
Некоторая политическая активность возможна в феврале-марте 2011 года в связи с подготовкой к единому дню голосования.
Необходимости замены основных политических фигур, в настоящее время и до завершения выборов в Государственную Думу, Нет.
При сохранении ВПС на данном уровне в течении 2010-2011 годоввозможность победы политической партии «Единая Россия» на предстоящих выборах в Государственную Думу с серьёзном отрывом от других партий не очевидна.
Достаточно велика вероятность появления на федеральном и региональном политическом поле новой амбициозной партии, скорее всего левого толка с национальным уклоном, претендующей на роль преемника политической партии «Справедливая Россия», которая не оправдала надежд власти на отбор электората у КПРФ, и надежд избирателей на справедливую Россию.
газета аргументы недели, №50 (240) от 23.12.2010г