Как губернаторы толкают свои вотчины в долговую яму

Как губернаторы толкают свои вотчины в долговую яму

Сторонникам федерализации на заметку: быть российским регионом не так уж весело и сытно. Об этом не принято говорить по телевизору, но большинство российских краев и областей едва сводит концы с концами, все глубже влезая в долги.

О ситуации в Рязанской области мы писали неоднократно. К сожалению, региональные власти мало прислушиваются ни к общественности, ни ни к депутатам, ни к экспертам и продолжают наращивать кредитный портфель.

По данным Минфина на 01.04.2014г одними из лидеров по госдолгу среди регионов России в ЦФО стали Рязанская область — 25,3 млрд рублей (губернатор Олег Ковалев) и Тверская область— 23,5 млрд рублей. Показательно, что в последней в руководстве также «эффективные» рязанские управленцы (экс-вицегубернатор Рязанской области Андрей Шевелев с сотоварищами).

Катастрофа близко – уже семь регионов задолжали банкам больше, чем весь их годовой бюджет. К концу года таких будет не меньше десяти, прогнозирует Центр фискальной политики.

Занимать дальше становится труднее и дороже: Минфин перекрыл регионам кислород, не давая бюджетных кредитов, а из-за геополитического кризиса и санкций российские регионы оказались выброшены с долгового рынка. Им теперь приходится идти на поклон к банкам, занимая по ставкам вдвое выше, чем привлечение ресурсов на рынке. На выплату банковских процентов в некоторых регионах уходит больше, чем на «социалку».

Откуда так быстро в Рязани и у некоторых других регионов накопились неподъемные долги? Кто загнал их в безвыходное положение? И что делать?

Нет заработка – нет налогов

Во-первых, «виновата» экономика. В нашей стране медленно но верно идет экономический спад, а он первым делом бьет по регионам. Ведь отличие от федерального бюджета, главный источник доходов регионов — это налог на прибыль предприятий. Не зарабатывают компании прибыли – нет и денег в региональной казне. Так было в кризис 2008 г., так происходит и сейчас.

В прошлом году, когда темпы роста экономики в России замедлились почти втрое (с 3,4% ВВП в 2012 г. до 1,3% ВВП в 2013 г.) регионам стало не до смеха: налоговые поступления резко уменьшились у 80% краев и областей (в 65 регионах).

Для отдельных краев и областей снижение поступлений стало настоящей трагедией. У многих регионов ситуация с доходами буквально повторяет печальную картину 2008-2009 годов.

Чтобы «красиво» выглядеть перед Путиным

Плохо не только с поступлениями налогов. Кризис региональных финансов порожден в первую очередь взятыми на себя непосильными обязанностями. Регионы в кризис загоняет желание плодить многочисленные и порой многочисленные неэффективные целевые и социальные программы, якобы в первую очередь для повышения уровня жизни врачей и учителей.

Ведь чтобы выполнить все поставленные задачи (указы от 7 мая 2012 г.) регионам требуется вдвое больше денег, чем заложено в их бюджетах (оценки Центра фискальной политики).

Хотя по закону центр обязан компенсировать регионам деньги на расходы, которые сам же и инициирует, но в прошлом году им компенсировали только 2% от совокупных потерь на реализацию майских указов, а в этом году денег на это вообще не предусмотрено.

Деваться некуда – регионы вынуждены сокращать другие расходы, в том числе более важные для их развития. Но самое печальное – им приходится по уши влезать в долги, чтобы показывать «правильную» социальную политику.

И вот региональные чиновники готовы попасть в опалу, закрывая огульно социальные программы, сэкономив на гражданах, но только не на себе, любимых. При этом у них находятся миллионы рублей на персональные авто для правительства и депутатов, дорогостоящий гараж Правительства и на программу информационной и имиджевой политики органов власти.

Регионы занимают деньги, не глядя на последствия. В среднем российский регион должен около 33% своих доходов, но 16 регионов, например, Рязанская область, назанимали от 75% до 100% доходов! И тенденция такая сохраняется.

К 1 января 2014 г. российские регионы задолжали кредиторам 1 трлн 738 млрд руб. — по сравнению с 2008 г. их долг увеличился почти втрое.

От Правительства помощи не жди

Сегодня деньги между центром и регионами делятся так, как в иной семье жена делит деньги мужа: ты мне зарплату отдай, а я тебе каждый день на обеды буду выдавать. Большую часть собранных на местах налогов (в том числе самые «жирные» — НДС, налог на добычу полезных ископаемых, на доходы физлиц) забирает федеральный центр. Региону остаётся обычно не более 30% сборов (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.).

По прогнозам Минфина, при сохранении существующей практики финансовых взаимоотношений центра и регионов к 2016 г. долг региональных бюджетов превысит 3 трлн руб. В первую очередь за счет банковских кредитов и размещения ценных бумаг – то есть, самых дорогих источников финансирования.

Дорогие банковские кредиты регионам приходится брать потому, что правительство в последние годы планомерно сокращает бюджетные кредиты (ставки по которым гораздо ниже) и уменьшает дотации регионам.

Неудивительно, что на обслуживание долгов региональным бюджетам приходится тратить все больше и больше. В прошлом году расходы на выплату процентов по кредитам уже превысили расходы регионов на охрану окружающей среды, стали несопоставимо больше затрат на такие важные вещи, как среднее профессиональное образование или культура. А например, в Астраханской и Вологодской областях затраты на обслуживание кредитов достигли небывалых 4% расходов бюджета –на выплату банковских процентов у них уже уходит больше, чем на социальное обслуживание населения. В Рязанской области ситуация не лучше…

Трудно себе представить, что в таких условиях регионы могут в принципе развиваться. А скоро они влезут в долги настолько, что не смогут выполнять даже самые главные задачи, поставленные Президентом.

Правительству пора задуматься не только о спасении олигархов, но и об антикризисной поддержке региональных бюджетов.

Кто ответит за бардак

Спрашивается, почему власти не в состоянии заработать и лезут в кредиты, проценты по которым съедают бюджетные миллиарды? Во многом это зависит от качества управления. А оно прямо увязано с профессионализмом и некоррумпированностью чиновников. Счётная палата может тщательно проверять региональные бюджеты, но риск наличия неумного губернатора есть всегда. Проблема в том, можете ли вы сменить этого неумного губернатора…

Ни Председатель правительства Дмитрий Медведев на федеральном уровне, ни Губернатор Рязанской области Олег Ковалев на местном не говорят главного – за счет чего они намерены кардинально переломить ситуацию и вместо увеличения госдолга начать его сокращать? И пока угроза дефолта нашего региона сохраняется, давайте все-таки выясним, чем эта неприятная ситуация грозит всем нам.

Сама мысль, что областное правительство умышленно ведет регион к экономической  катастрофе – кажется абсурдной. По оценкам многих уважаемых экспертов, Олег Иванович все время нахождения на посту губернатора вникал в ситуацию, ждал от специалистов оптимальную программу по выводу подведомственного субъекта на путь развития.

Для реализации «Программы спасения» не сделано ни одного сколько-нибудь эффективного шага (кроме якобы подготовки инвестиционных площадок в Пронском и других районах). А основная задача, «ускорение темпов экономического роста в Рязанской области на основе кардинального повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности Рязанской области» – судя по информации официального сайта облправительства, выполняется слабовато.

Поэтому учитывая дальнейшее (по крайней мере, внешнее) бездействие областного Правительства по увеличению доходности бюджета рост долга может увеличиваться в арифметической прогрессии.

Кардинальное решение проблемы впервые внес министр финансов РФ Антон Силуанов еще в апреле 2012 года. На расширенной коллегии минфина он заявил, что нужно отправлять в отставку губернаторов, в чьих регионах происходит рост кредиторской задолженности, а администрация не справляется со своими финансовыми обязательствами. Без уточнения соотношения процентов доходности и долга. Но при этом были озвучены три критерия, по которым можно определить регионы-банкроты: чрезмерные расходы, избыточные заимствования на внутреннем долговом рынке и отсутствие работы по повышению инвестиционного климата.

Тогда это жесткое заявление в интервью «Российской газете» прокомментировал  советник Института современного развития Никита Масленников.

– Конечно, не всегда все нужно списывать на губернатора, – сказал он. – Есть факторы, которые от него не зависят. Это, например, мировой кризис, демографическая ситуация или слабая миграция рабочей силы. Также играет свою роль и само назначение губернаторов. Бывает, на места приходят люди, которые плохо понимают задачи и возможности региона. Отсюда возникают проблемы в работе, а также не складываются отношения с местной элитой и бизнесом.

Не правда ли: полное ощущение того, что и министр, и эксперт еще в апреле 2012 года обсуждали ситуацию, сложившуюся в Рязанской области сегодня.

Если же говорить о банкротстве, то на самом деле официально правового статуса «регион-банкрот» в России не существует (законодательно оговорена только возможность введения режима временной администрации). Не оговорена и величина долга, при которой может быть введен режим временного администрирования (критическая величина «70 процентов», скорее всего, взята из законодательства США о банкротстве). Но даже если термин «банкротство региона» в ближайшее время из политической плоскости переведут в юридическую, ангелы-хранители господина Ковалева постараются сделает все, чтобы банкротства Рязанской области не допустить.

Дело в том, что если Рязанская область получит статус банкрота, она на годы может «забыть» про обязательства по кредитам, сосредоточившись на оздоровлении экономики. А учитывая, что основной многомиллиардный кредитор у нас Сбербанк – Герману Грефу это явно будет не по душе.

Впрочем, доподлинно неизвестно, какие критерии будут определять процедуру банкротства в России, но международный опыт показывает, что сохраняющаяся возможность доступа к кредитным ресурсам не создает для региональных органов власти стимулов к оживлению собственных финансов.

По мнению некоторых экспертов, в случае банкротства региона социальных потрясений быть не должно: зарплаты бюджетникам всё равно будут выплачиваться в первую очередь. Правда, имущество области запросто может пойти с молотка. Аналитики уверены, что регионам, чтобы добиться роста и нормально собирать налоги, зарабатывать на все свои расходы, надо выполнять собственные инвестиционные программы, потому как никакой бизнес не придёт на территорию без дорог и инфраструктуры. В противном случае целые губернии действительно могут повторить печальную участь американского Детройта.

Что делать?

1. Поменять малоэффективную региональную инвестиционную политику либо поменять людей ответственных за ее провал. Так, ведомство Антона Силуанова уже разработало законопроект, который дает дополнительные основания президенту для отставки губернаторов, просрочивших выплату долга на сумму, превышающую 10% своего бюджета.

2. Центр должен продолжать выдавать бюджетные кредиты регионам, чтобы помочь им справиться с ухудшением экономической ситуации и объективным снижением доходов.

3. Кредиты, выданные до 1 января 2014 г. рефинансировать, пролонгировать и перенести погашение задолженности по основному долгу и процентам с 2019 по 2026 год ежегодно равными долями с возможностью их досрочного погашения.

4. Часть финансовой помощи должна быть безвозвратной. Чем хуже ситуация в регионе и тяжелее долги, тем в большей степени чаша весов должна склоняться не в пользу кредитов, а в пользу безвозвратной финансовой помощи. Причем такой ее формы, как «дотации на сбалансированность», распределяемые на основе текущих параметров исполнения региональных бюджетов.

5. И, наконец, безусловно наконец то должны заработать региональные программы  по борьбе с коррупцией , или выражаясь юридическим языком с мздоимством и казнокрадством (есть ли в Рязанской области такая Антикоррупционная программа нам до сих пор доподлинно не известно).

В свете общероссийской стагнации и отсутствия ощутимых действий регионального правительства по подъему экономики жителей Рязанской области ждут все вытекающие последствия. Даже без статуса банкротства в регионе будет позволено сокращать статьи расходов на образование, медицину, культуру. Уже в этом году можно ожидать задержки зарплат, сокращения числа госслужащих и работников бюджетной сферы.

Поделиться