Шило вылезло из мешка

Взяться за очередную статью меня заставили тревожные события, которые продолжают разворачиваться вокруг отечественного образования.

Невольно возник вопрос о стиле изложения. Ой, как хочется заговорить на родном языке русской деревни! На языке предельно кратком, убийственно точном, а главное, невероятно искреннем!

Очень ясно слышу предполагаемый разговор какой-нибудь сельчанки с сотрудником министерства образования Рязанщины: «Ой! Чей ты все о школе-то пячесси!.. Все себя русским называишь!.. Какой ты русский!.. Ежели в карман нашим школам, как паршивый котенок, гади-и-шь?!».

Да простит меня уважаемый читатель за столь дерзкий и не совсем эстетичный пример. Но в нынешней ситуации, ради спасения от тотальной деградации народа, навязываемой «радетелями от образования и культуры», возникает неистребимое желание ухватить кое-кого за грудки да и ввалить крепкого пинка. Причем с такой силой, чтобы роскошные двери их кабинетов с петель слетели!

Подумать только, Конституция РФ в части статей, гарантирующих своим гражданам доступное, бесплатное образование, попирается с явным искариотским наслаждением. Закон РФ «Об образовании» первой и последней редакций исполняется с чудовищными извращениями. Школьные Уставы, регламентирующие деятельность школы, трудовые и межличностные отношения внутри коллективов, детей и их родителей и, конечно же, многосложные отношения с властными структурами, сегодня превращены в «фантики» для настольных игр дядей. Кстати, о каких это я «дядях»?

В нынешних школах уже много лет работает всего «0,000000001%» мужчин. Это в русских-то школах! Позор, которого не замечают чиновники от образования. Они многого уже не замечают!

«Не замечают» своей ответственности перед гражданами, Конституцией РФ, перед Законом. Пытаются делать вид, будто совесть их не «щекочет» за чудовищную безответственность перед молодым поколением, у которого они безжалостно отняли веру в родное государство, веру в собственную значимость и полезность. Пытаются эти ловкие преобразователи педагогической науки не замечать надвигающихся социальных катастроф, вызванных причинами всеобщего «пофигизма», культивирующегося в молодежной среде.

Неужели правы те, кто утешает обывателя приближающейся «новой революцией»? Неужели и впрямь никто не думает о жесточайших последствиях всеобщего ожога потоками новой крови?!

В экстренном порядке

Признаюсь, в плане статьи изначально предполагался подробный перечень тех преступлений (ничем иным определять действия власти в системах дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования не допустимо, поскольку любое неисполнение или нарушение статей Законов РФ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ), которые начались в Рязанской области с начала перестройки. Хотел перечислить главные причины возникновения  больших и малых зол. Привести примеры здравых голосов в защиту всего лучшего, чем владело отечественное образование. В деликатной форме завести разговор с теми, кто безоглядно «рванул» догонять «исключительные достижения фундаментальных принципов, сформулированных в университетской хартии «Magna Gharta Universitatum», принятой в Болонье в 1988 году.

Но невольно вспомнились рассуждения учеников, их категорическое заявление: «НЕТ МАЛЕНЬКОГО ЗЛА! ЗЛО ВСЕГДА ЗЛО!» Поэтому и решился написать, прежде всего, статью-обращение ко всем жителям Рязанской области.  По мере возможного обратиться ко всем гражданам России, осуществить следующие правовые действия, направленные на спасение ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

1. В экстренном порядке созвать всеобщее родительское собрание и областной педагогический совет;

2. Пригласить:
– всех прежних и ныне действующих первых лиц, работавших и работающих в системе среднего и высшего образования (в том числе Николая Ивановича Булаева, Анатолия Петровича Лиферова, Валерия Алексеевича Комогоркина,  Владимира Николаевича Живикина);
– представителей областной прокуратуры;
– представителей обескровленного профсоюза работников образования;
– всех рязанских мэров, начиная с Валерия Васильевича Рюмина.

Следует справедливости ради отметить, что Рюмин, в меру своих возможностей, хотя бы не позволял себе дерзости беспардонного обращения с учительством, всегда участвовал в неприятных для власти переговорах, старался выплачивать учителям заработную плату в срок, наконец, не просто терпел, но работал с городским учительским стачечным комитетом. В отличие от «тандема Маматов – Живикин», который, на мой взгляд, продемонстрировал виртуозные номера «жонглирования» в области руководства системой городского образования.

Тень греха

Итак, на том представительном собрании потребовать от приглашенных отчета за их «яркие», «убедительные», «конструктивные», «инновационные» заявления, в результате которых начался постепенный обвал всей системы образования в Рязанской области. Потребовать прокурорской проверки по всем нарушениям Конституции РФ и Закона «Об образовании» – закона прямого действия, закона, выстраданного российским учительством. Спросить с господина Лиферова и его помощников за ту серию инновационных внедрений в городские школы типа «глобального образования», «программ Мин-Муна», вальдорфской педагогики…

От бывшего и нынешнего руководства министерства образования Рязанской области, возглавляемого Надеждой Бушковой (в прошлом, кстати, ответственной за демографию в регионе), затребовать развернутое обоснование настойчивого внедрения ЕГЭ – раз, сокращения школ и учителей – два. Или «демографические» наработки в регионе с неуклонно падающей численностью населения теперь решили опробировать на школах? 83 учебных заведения закрыто в Рязанской области в 2010 году! Хорошо, если удастся обосновать целесообразность ликвидации хотя бы половины.

Запросить у нынешней власти отчет об использовании тех финансовых средств, что были выделены президентом Дмитрием Медведевым в 2009-м и в 2010 годах на российское образование в суммах, превышающих полтора триллиона ежегодно. Какая часть из них досталась Рязанской области? И как эти деньги были распределены и использованы? Причем требования эти должны восприниматься властями не как истерический каприз обывателя, но как законные требования избирателей, граждан России.

Пока этого не произойдет (пусть на примере одного региона, города), мудрецов от образования беспрестанно будут осенять идеи наподобие следующих: «Предлагаем закрыть рязанскую школу №42. Учеников названной школы перевести для обучения в школу №33. В освободившееся здание школы перевести служащих, ранее занимавших здание детского сада. Детский сад отдать по прямому функциональному назначению».

Это не бред воспаленного сознания. Это всего лишь «эпизод» деятельности людей из так называемой команды губернатора Ковалева. А вот следующий: «Школу в поселке Никуличи целесообразно закрыть, ввиду малокомплектности. Оставшихся учеников закрепить за школой в поселке Дягилево. Доставку на занятия осуществлять на специально закрепленном автобусе».

Олег Ковалев – человек не местный. Он-то вправе не знать, что Дягилево и Никуличи – это две противоположных окраины Рязани, западная и южная. Но министры-замминистры и прочие модернизаторы образования не могут не знать, что эти два района соединены очень оживленной автомобильной трассой Москва – Челябинск. Что подвергать автобус с детьми ежедневному риску – это глупо и преступно. Что из-за пробок, особенно в плохую погоду, доставка детей из Никуличей в Дягилево и обратно может растянуться НА ЧАСЫ?!

Или из министерских кабинетов видней, г-жа Бушкова, г-жа Панфилова (соцблок-область), г-жа Пыжонкова (соцблок-город)?

Мне, как старому учителю, воспринимать подобный бред неуемных «радетелей» реформирования системы образования, их щегольское демонстрирование произношения без запинок слов «бакалавриат» и «магистратура» – отвратительно, поскольку все они, да и родители вместе с ними, не замечают главного: нарушения регламента проведения учебных часов. ВОСЕМЬ уроков в день! ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ контрольных или проверочных работ в одном классе в один учебный день. СБОР СРЕДСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ школ. ПОЛНЫЙ разрыв межличностных отношений УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ – ВЛАСТЬ.

Связи с людьми на местах в минобразе Рязанской области, похоже, напрочь утрачены. Почему так много недовольных среди «оптимизированных» ведомством Бушковой учителей? Да потому что с ними так никто по-человечески не объяснился, не поговорил. Я уж не говорю о том, чтобы предложить равноценную должность. Хоть кем, лишь бы по специальности.

Спросите о причинах?.. Общий грех: кто-то берет, кто-то дает взятки! Кто-то грозит оставить без работы: «Не нравится? Можете уходить!».

Кто-то боится…

Кому-то очень хочется взлететь как можно выше! Кому-то невтерпеж «перебежать» коллег! Но тень ложится на каждое молодое поколение, которое ввергнуто в бесконечный эксперимент, в котором на выходе время – беспристрастный судья – больше ЕДИНИЦЫ за результат еще никому в Рязани не поставил!

Сохранить троицу

Для кого-то открою страшную тайну: нормативы финансирования, установленные на одного ученика. Знаете сколько? Смехотворная сумма (ученик-час) – 4 рубля 60 копеек!

А как можно уважать власть, щедро одаривающую студента стипендией в 1100 рублей? Или мириться с вопиющим хамством и финансовым «беспределом», который выражается в разнице заработной платы учителя и управленца: 3000–6000 тысяч рублей против 150000 и выше.

Смею озвучить предложения рязанского городского стачкома учителей, которые еще в 90-х годах им выдвигались: «Все учебные программы, федеральные комплекты учебников, учебных наглядных пособий, заработная плата работников образования, питание учеников, медицинское обслуживание должны осуществляться из ФЕДЕРАЛЬНОГО бюджета. Все должно быть четко прописано и гарантированно защищено.

Содержание зданий, учебных корпусов, пришкольных земельных участков, стадионов и школьных игровых площадок должно происходить за счет МУНИЦИПАЛЬНОГО бюджета. Границы территорий всех типов учебных учреждений должны оставаться НЕПРИКАСАЕМЫМИ! Продажа школьных стадионов под застройку недопустима!

При аккредитации учебного заведения и продления его лицензии на деятельность, отведенные территории обязаны оставаться за этим учреждением».

В заключение позволю неожиданное сравнение: единосущная, животворящая Троица есть воплощение Бога. Так и УЧЕНИК, РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЬ – есть живое воплощение ТРИЕДИНСТВА, которое веками воплощало собой основу мощного Российского государства!

Сумеем ее сохранить – останемся сильным, единым государством! Но первым шагом к оздоровлению должно стать немедленное действие по созыву СОБРАНИЯ.

Александр БАБИЙ, Новая газета, №4, 3.02.2011г

Автор материала – эксперт Комитета общественной безопасности по Рязанской области,  художник-педагог, отличник народного образования, в 1991–1995 гг. сопредседатель Рязанского городского стачкома учителей.

Автор настоящей статьи убедительно просит читателей делиться своими мыслями в письмах, прислав их по адресу: г.Рязань, Пожалостина, 9 оф.10 или на электронную почту: info@kobrf.ru

Поделиться