Кому нужны школы?

Кому нужны школы?

Много лет в нашей стране существует проблема школьного и дошкольного образования. Родители отстаивают очереди в детский сад?

Рязанские школыЧиновники решают проблему просто – сокращают малокомплектные школы, освобождая место для других детских учреждений. Но так ли обстоят дела на самом деле? Действительно ли все, что ни делается – к лучшему?

В 2010 году в Рязанской области оптимизировано (закрыто) 82 школы, а также ударными темпами продолжается модернизация (сокращение) ряда среднеспециальных учебных заведений — ПТУ и училищ. К 1 сентября 2011 года в Рязани будет работать 68 школ вместо 72. План реорганизации школьной системы представила в городскую Думу администрация Рязани. Из 68 оставшихся общеобразовательных учреждений 55 будут представлять собой средние школы, 6  школ с углубленным изучением отдельных предметов, 2  гимназии, 2  лицея, 1  открытая сменная школа.

Почему происходит такой процесс? Ответ довольно прост. Не хватает выделяемых из бюджета денег на содержание школ, из-за чего здания образовательных учреждений буквально рушатся, капитальные ремонты в них не проводятся по 20-30 лет. Родители пытаются своими силами и средствами содержать школы, оплачивая косметический ремонт помещений, учебники, охрану, но насколько результативны такие действия, мы можем увидеть сами. Помимо того, закон о подушевом финансировании поставил благополучие школы в прямую зависимость от количества учащихся. Поэтому главной составляющей школьной реформы стало сокращение учителей и общего количества школ. В прошлом году министр образования Рязанской области Надежда Бушкова сообщила, что все малокомплектные школы в области будут закрыты, и отметила, что ученики закрывшихся малокомплектных школ продолжат образование в ближайших учебных заведениях. Предполагается, что до новой школы дети будут добираться на школьном автобусе. Надежда Бушкова рассказала, что большинство учителей малокомплектных школ региона – пенсионеры или люди предпенсионного возраста, а современные дети хотят видеть молодых педагогов. Также она сообщила, что трудоустраивать учителей из закрывшихся малокомплектных школ не предполагается, однако они это смогут сделать сами.
В некоторых микрорайонах Рязани даже и оптимизировать уже нечего. В поселке Красный (в народе – Ворошиловка) школы нет вообще. Причем ее наличие предполагалось, было даже начато строительство, но по непонятным причинам отстроили только стадион, а до школы дело не дошло. Сейчас на ее месте – пустырь и заброшенный стадион, через который даже взрослым жителям микрорайона, не говоря уже о детях, ходить страшновато. На данный момент ученики из Ворошиловки вынуждены добираться до школы с родителями, чаще всего с пересадкой, потому что транспортом жители не избалованы. И вот логичный исход: один из родителей вынужден не работать несколько лет, чтобы сопровождать своего ребенка в детский сад, а потом уже и в школу. И дело даже не в том, что малыш не может сесть в транспорт – просто даже добраться до него опасно для жизни ребенка. Чтобы дойти до остановки, необходимо перебраться через железную дорогу. Ее, в свою очередь, необходимо переходить по оборудованному переходу, а для этого приходится делать «крюк» в 2 километра, потеряв, как минимум, драгоценных полчаса. Были даже жертвы такого «хождения»: весной этого года под поезд попала одиннадцатиклассница, которая переходила дорогу в неположенном месте.

Похожая ситуация и с поликлиникой: в микрорайоне нет ни взрослой, ни детской. Все необходимые медицинские и детские образовательные учреждения находятся в микрорайоне Приокский. Жители уже и не надеются на собственные школу и поликлинику, они просят хотя бы выделить автобус для детей.

Зато автобус выделили для школы в Никуличах. Кроме того, что школа малокомплектная, ее здание признали аварийным и опасным для жизни. По итогам экспертизы, при дальнейшей эксплуатации может обрушиться несущая конструкция здания. Конечно, неудивительно, что здание признали ветхим: основному деревянному помещению больше 130 лет. В 50-70-ых годах прошлого века к нему добавили пристройки, но и они со временем обветшали. Когда на стене в столовой появилась большая трещина, укрепили фундамент. Однако все меры не привели к успеху. Помимо трещин в стенах, в школе протекает крыша. В администрации Рязани уверяют, что здание неоднократно ремонтировали и даже установили новую котельную. По словам Татьяны Пыжонковой, заместителя главы администрации Рязани, эксплуатация здания в существующем виде создаёт угрозу пребыванию людей. Ремонт здания экономически нецелесообразен и технически трудноосуществим. Дальнейшую судьбу детей в поселке пока не продумали. Из Никуличей будет ходить 2 спецавтобуса. Откуда именно станут забирать учеников, решат совместно с родителями, учтут пожелания. Но куда будут возить детей? Автобусы поедут за несколько километров либо в поселок Шлаковый, либо в Дягилево. А что может случиться на наших рязанских дорогах с нашим исправным транспортом — остается только догадываться.
Кстати, вспомним всем уже известную школу №42. Уже полгода родители пытаются сохранить в своем районе учебное заведение, а педагоги – законное место работы. Первый документ, в котором была информация о закрытии школы – «Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования – город Рязань на 2011 год и на период до 2013 года». В ней говорилось, что учебное заведение планируется закрыть в 2011 году «по причине низкой наполняемости для проведения реконструкции здания под детский сад». Но ученики и их родители узнали об этом слишком поздно, когда изменить что-либо было уже нельзя.

Школа №42 носит имя своего бывшего выпускника – Героя России. Таких школ в нашем городе всего четыре. Старший лейтенант Алексей Родин погиб в Чечне 27 февраля 2000 года, закрыв своим телом бойцов от осколков разорвавшейся мины. В честь героя в школе открыт музей, который жители района считают своей гордостью. Но званиями сейчас никого не удивишь: школа признана малокомплектной и подлежит сокращению по программе оптимизации. Выходом – переводом 42-ой школы в 33-ю — ни родители, ни ученики не довольны.Переводить детей в 33-ю школу будут не классами, а путем добавления учеников к уже существующим классам. Ребят, проучившихся бок о бок несколько лет, разлучат не моргнув глазом. Какие стрессы ожидают малышей, едва привыкших друг к другу и к первым учителям? А как же дружба старшеклассников? А подготовка к ЕГЭ с «родными» учителями? К тому же, по утверждению психологов, каждый ребенок переживает перевод в другую школу по-своему, и для кого-то это может стать большой психологической травмой. Особенно сложно в этой ситуации будет малышам. Но всем, по-видимому, наплевать. Кстати, школа № 33 является малокомплектной, и недобор ее – всего около 200 человек. Как раз столько же людей обучается в школе №42. Чего проще – соединить две школы в одну, добившись тем самым «полнокомплектного» образовательного учреждения. Но куда пойдут первоклассники, если школа уже будет забита до предела? К тому же, находящиеся рядом школы №19 и №34 уже переполнены. В 19-ой обучение ведется в две смены. А находящаяся рядом школа №34 только в основном здании имеет сверх нормы около 100 человек, не считая того, что в расположенном между школами здании детского сада №85 обучается еще около 150 учеников начальных классов этой же школы.

Помимо всего, в ходе оптимизации к открытой (сменной) школе №6 присоединят открытую (сменную) школу №3, школа №28 станет полнокомплектной, а школа №12 будет функционировать как филиал 38-ой школы. Если пустят два автобуса, школу №27 присоединят к школе №41.

А теперь давайте думать вместе. Огромное количество детей не может устроиться в действующие детские сады — это значит, что растущее количество детишек через 5 лет столкнется с похожей проблемой при устройстве в школы, которые окажутся переполненными. Зачем же тогда сокращать школы и самим себе наживать проблемы, когда можно этого избежать?
А вот зачем. Освобо-дившуюся муниципальную площадь можно выгодно продать. Если закрыть некоторые школы, то будут пустовать здания и прилегающие к ним стадионы. А добиться этого эффекта можно просто – объявить школу малокомплектной. И для полного эффекта за некоторое время до закрытия пустить слухи о сокращении школы, дабы отбить интерес у родителей первоклассников устраивать своих чад именно в эти образовательные учреждения. И вот он результат – место свободно, претензий нет – что можно возразить, если детей в школе действительно мало? Но в законе об образовании Рязанской области ничего нет о закрытии школ. Поэтому непопулярные приказы о сокращении не издаются – школа «оптимизируется» сама по себе.

В своем выступлении перед родителями учеников начальник управления образования г. Рязани Еремкин В.В. приводит аргументы в пользу оптимизации. По его словам, это позволит сократить расходы и улучшить условия получения достойного образования. Конечно, с первым пунктом и не поспоришь: меньше школ – меньше денег. Но будут ли действительно улучшены условия этого достойного образования в переполненном из-за оптимизации классе? Время покажет.

Ольга ФЕДОСОВА, Губерния №8

Поделиться