Тепловой баттл в Рязани. Кто прав?

Тепловой баттл в Рязани. Кто прав?

В Рязани вопрос теплоснабжения всегда был и остаётся больше политическим, чем экономическим вопросом. Разница между тарифами на отпуск тепла (как, кстати, и электричества) производителем и транспортировку тепла посредником для населения, как и ситуация с неплатежами существовала всегда.
Но сегодня вновь достали скелеты из шкафа. С одной стороны, такие действия новой власти похвальны, так как этот «гордиев узел» давно надо решить. Но, с другой стороны, не хотелось бы чтобы истинной причиной был лишь очередной передел сфер влияния и собственности.

Разберемся в причинах этого и кто есть кто «в теплом деле». Схематично цепочка такая. «ТЭЦ» производит тепло, которое конечному потребителю доставляется по трубам, принадлежащим муниципальному предприятию «РМПТС». То есть, «РМПТС» покупает тепло у «ТЭЦ» по одним тарифам, а затем продает его жителям уже по другим тарифам. И те и другие тарифы устанавливает РЭК (региональная энергетическая комиссия).

Кто определяет тарифы?

РЭК. Как и в других регионах, она создается и контролируется областным Правительством. Работает согласно федеральному закону №190-ФЗ о теплоснабжении от 2008г., Постановления правительства РФ №1072 от 2012г, постановления правительства РязОбл №121 от 2008г и своего административного регламента. Несмотря на наличие Федеральной энергетической комиссией РФ, РЭК независима в своих решениях в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством РФ. Кроме того, расходы на содержание РЭК возмещаются за счет отчислений, предусматриваемых в тарифах. То есть, по сути, ее работу оплачивают жители города Рязани, а контролирует, опять избранный жителями губернатор. С тарифами и их обоснованием можно ознакомиться ТУТ.

Кто контролирует тарифы?

ФАС. Но, по информации уже бывшего главы ФАС Игоря Артемьева «тарифное хулиганство» — дело рук местных властей, куда антимонопольной служба не дотягивается. С 2019 года подготовленный ФАС проект закона об основах тарифного регулирования в Госдуме так и не принят. Проблема в том, что РЭК в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. К примеру, Дягилевская и Новорязанская ТЭЦ. У последней тарифы существенно выше при том, что затрат на содержание собственных сетей у нее нет. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс — тот получает больший тариф. ФАС в ручном режиме пытается отследить какие-то частные злоупотребления при установке тарифов, но это не всегда возможно. Правильнее четко сформулировать правила для всех, но лобби коммунальных олигархов пресекает такие попытки в зародыше.

Как считают тарифы?

Если до 2002г стоимость тарифов для населения дотировалась из бюджета, то сейчас все расчеты стали производится с ЖКХ и населением по полной цене. ТЭЦ, частные котельные и «РМПТС» ежегодно подают в РЭК предложения по новым тарифам с обоснованием своих затрат. Рост в том числе зависит от отпускных цен на газ, растущих на федеральном уровне. РЭК проверяет расходы и корректирует тарифы. При этом учитывается Схема теплоснабжения города Рязани на период до 2024 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02 2012 № 154 такие схемы должны разрабатываться и утверждаться, а также подвергаться ежегодной актуализации местными органами власти. В частности администрацией г.Рязани. Так же РЭК ведет расчет на основании тарифно-балансовой модели, учитывающей различные показатели и долгосрочного метода регулирования – метода индексации.
Среди них и показатели эффективности инвестиций. То есть ТЭЦ заложить в тариф «левые» инвестиции самостоятельно не может. Финансирование реконструкции или модернизации за счет денег, заложенных в тариф возможно только при утверждении в РЭК соответствующей инвестиционной программы. А в случае «Новорязанской ТЭЦ», ввиду того что собственник имущества — город, то такие работы только с согласия арендодателя.

Для справки, пресловутая модернизация турбины №4, о которой говорят в администрации, инвестпроект в большом списке введенных новых объектов ТЭЦ. За 20 лет старые демонтировали и вводили новые: котел №11, турбина №1, турбина №6, новое мазутное хозяйство, распредустройство 110 кВ и т.д. Часть модернизации, в т.ч. турбина №4 строилась за счет амортизации основных фондов. Ну а амортизация всегда входит в тариф. Это азы экономики. Вероятно, были и частные инвестиции в генерации на ТЭЦ, то если все проходило согласование в установленном порядке на ТЭЦ присутствует как частные, так и муниципальные мощности.

Цены на тепловую энергию прогнозируется не выше уровне прогнозного уровня цен с учетом индекс-дефлятора Минэкономразвития РФ. Хотя в случае с Дягилевской ТЭЦ ПАО «Квадра» в случае замещения турбоагрегатов новой котельной рост увеличится в среднем на 15,4% относительно прогнозного уровня цен. Таким образом, для «Новорязанской ТЭЦ» прогнозный тариф на 2020г был заявлен в размере 831руб/ГКалл, а для «Дягилеской ТЭЦ» почти на 20% выше – 984. Это средние по ЦФО цены на производство тепла. Так, например, расчетная величина тарифов на производство тепла в ПАО «Мосэнерго» — 1183 (и это без НДС).

Что касается, МУП «РМПТС», то начиная с 2019 года регулирующим органом установлены долгосрочные (на 5 лет) тарифы на тепловую энергию. В установленных тарифах учтены капитальные затраты (в виде амортизации и прибыли на капитальное развитие) на реализацию мероприятий, предложенных в утвержденной ранее схеме теплоснабжения. Рост тарифа на тепловую энергию (2019-2023 годы) составит в среднем 5% без роста совокупного платежа граждан на коммунальные услуги в рассматриваемый период. Стоит помнить, что большая часть инвестиций в новое строительство сетей должно компенсироваться за счет платы за подключение новых объектов заявителей к тепловым сетям.

Рассмотрим для примера, формирование тарифа МУП «РМПТС». Так, в расчете а 2020 год учитываются следующие расходы. Покупные ресурсы в т.ч. тепловая энергия – 3,4 млрд.руб., сырье и материалы на ремонт – 210 млн.руб., фонд оплаты труда — 613 млн.руб. + налоги с зп — 196 млн.руб., Амортизация — 159 млн.руб., Инвестиционная надбавка к тарифу — 230 млн.руб. и другие расходы. Итого, для компенсации расходов необходима валовая выручка 4,8 млрд.руб. Учитывая плановый полезный отпуск тепловой энергии в объеме 2,6 млн.ГКалл, чтобы получить заданную выручку, нужно установить тариф 1 925руб за ГКалл.

Важно отметить, что тарифы увеличиваются и за счет задолженности потребителей. То есть через 3 года «ресурсник» подает в суд на должника и выигрывает, приставы не могут взыскать задолженность и она вносится тогда в очередное повышение тарифа.
Почему стоимость транспортировки тепла дороже его производства?
У МУП «РМПТС» больше затрат вследствие изношенности более 80% сетей и неэффективного управления.

Протяженность тепловых сетей МУП «РМПТС» — более 1 тысячи км в однотрубном исчислении, обслуживает 63 котельных (в 2009 было 84 котельных), 121 ЦТП, 11 ИТП.

Разбалансирован режим потребления тепла, что является следствием низкой квалификации обслуживающих работников, а также отсутствием материального стимулирования за достижение контрольных показателей в МП ЖКХ. «Перетоп» жилых помещений особенно в теплую зиму, что является следствием конструктивных особенностей схемы теплоснабжения жилого фонда, и забиванием стояков отложениями солей за длительное время эксплуатации, что вызывает потоки жалоб и результатом является отклонения температурного графика от нормы.

Сверхнормативные потери в тепловых сетях города, что является следствием нарушения изоляции на трассе, в подвалах и лотках. Нормативные потери, и затраты на ремонт тепловых сетей включаются в тарифы. Потери тепловой энергии в жилом секторе ежегодно приводят к отсутствию ликвидных средств у МУП и ведет к неплатежам за поставленное тепло ТЭЦ.

Отсутствие учета фактического потребления энергоресурсов на жилых объектах, предприятиях, бюджетных организациях города. Неоптимальные и отсутствие режимных карт распределения тепловой энергии и потерь на участках тепловой сети. Отсутствие программы управления издержеками и технического аудита теплосетевого хозяйства.

На 2019 — 2023 запланирована инвестиционная программа почти в 1 млр.руб. 42млн. в 2019 и уже 259 млн. в 2020 (7-ИП от 29.10.2018г). Но вот в результате ее реализации плановые значения показателей в т.ч. техпотери при транспортировке, в 2020г не поменяются, да в последующие годы не особо улучшатся. Тогда встает вопрос о ее целесообразности…

Кроме того, можно предположить, что деньги в МУПах идут и в общий котел городского «общака». Ими кассовые разрывы и дыры в бюджете. А поставщиков тепла просто кидают. Отсюда и долги РМПТС перед всеми кредиторами. Да еще нецелевые расходы на Мупы вешают- есть такая у них нагрузка от чиновников. Оценку этим предполагаемым действиям может дать прокуратура и счетная палата Рязани.

За прошедшие четыре года тариф РМПТС на тепло для населения подрос на 17,4%. а задолженность предприятия перед ТЭЦ приближается к 300 миллионам рублей.

Вообще все это до боли напоминает историю с транзитом газа через Украину, нашему мэру пора косу пришивать, как у Тимошенко. Трубы подлатают наскоро для отчета, свой навар обеспечат, а через год опять будут перекапывать улицы, где совсем недавно работы шли.
Все это явно показывает неэффективное управление МУПом и компенсацию этой неэффективности за счет повышенных поборов с жителей. А мэрия пользуется тем, что рядовой обыватель не знает все эти тонкости ценообразования.

Кто производит тепло для рязанцев?

Около 60% тепла дает «Новорязанская ТЭЦ». Остальное дают «Дягилевская ТЭЦ» — 20%, остальное 63 котельных «РМПТС» и около 30 частных котельных. Таким образом, схема теплоснабжения города состоит из двух основных изолированных зон теплоснабжения: зоны действия Ново-Рязанской ТЭЦ (Октябрьский, Советский, Железнодорожный районы города Рязани) и зоны действия Дягилевской ТЭЦ (Московский район города Рязани (микрорайоны Недостоево, Канищево, Семчино, Приокский)). Котельные МУП «РМПТС» рассредоточены по всей территории города.

Кто владельцы предприятий?

МУП «РМПТС» — собственники администрация Рязани и Рязанская городская дума.

Новорязанской ТЭЦ — принадлежит администрации Рязани и передана еще в 1993 году в аренду. Сейчас это ООО «Новорязанской ТЭЦ», зарегистрированное в Татарстане. Контролируется рязанским бизнесменом Шестаковым.

Дягилевская ТЭЦ — принадлежит ПАО «Квадра». Зарегистрирована в Тульской области. Директор – экспредседатель Рязанской городской Думы Семен Сазонов. Компания контролируется структурами олигархом Михаила Прохорова.

Что хочет ООО «НОВО-РЯЗАНСКАЯ ТЭЦ»?

Во-первых, получить с МУП «РМПТС» многомиллионную задолженность.

Во-вторых, завершить приватизацию производственных мощностей Ново-Рязанской ТЭЦ и стать основным ее владельцем (акционером). С момента взятия ТЭЦ в аренду вопрос приватизации поднимался неоднократно. Сначала этому мешал федеральный статус имущества ТЭЦ. Но губернатор Ковалев в 2012 году, также воспользовавшись пресс-конференцией с Президентом, сообщил, что «был вынужден чуть ли не на коленях просить Владимира Владимировича» передать городу и области «остатки государственной собственности на Ново-Рязанской ТЭЦ». В итоге, после передача имущества с федерального на муниципальный уровень, гордумой в конце 2012 года было принято решение о приватизации производственных мощностей Ново-Рязанской ТЭЦ. Но по ряду политических причин запустить процесс приватизации тогда не удалось. А с приходом новой власти вопрос распределения долей, вероятно, пришлось решать по-новому. Можно предположить, что договориться не удалось, что привело к огласке процесса в том числе снова на уровне Президента. Ведь делить есть что. За 2019 год доход ТЭЦ — 6 млрд.руб. Расход — 5,2 млрд.руб. Прибыль почти 827млн.руб. Сколько сейчас получает городской бюджет от аренды большой вопрос? Вероятно, несоизмеримо выгодам, получаемым коммерсантами. Подтверждают это и другие примеры «эффективного» управления имуществом администрации города: сдаче в аренду городских дорог Ростелекому под платные парковки, энергосервисные контракты по освещению улиц и учреждений и другое. Вот только, что приобретают жители Рязани в результате таких решений? Кроме того, для защиты своих интересов некоторые специалисты замечают, что коммерсанты подстраховались, оформив на ТЭЦ «неотделимые улучшения» на большие суммы. Таким образом, расторгнуть с ним договор аренды можно, лишь выплатив эти деньги.

В-третьих, прикрываясь неэффективной деятельностью МУП «РМПТС» как и в случае с другим МУП «Водоканал» сначала инициировать процедуру банкротства, а потом перевести имущество через концессию или акционирование в частные руки. Вероятно, поэтому заблаговременно Дягилевской ТЭЦ было учреждено ООО «ПЕРВАЯ РЯЗАНСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ» обороты пока небольшие. Но это пока… Стоит заметить, что ее директор Андрей Широков хороший знакомый с эксглавой ФСБ Рязанского и позже Ставропольского края Олегом Дукановым.

В-четвертых, при отсутствии «лишних глаз» проще вести бизнес и оптимизировать уплату налогов. Так, например, сейчас, у основного учредителя ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ» у ООО «МЕЖРЕГИОНЭНЕРГО» (99,99% доли) на 01.01.2020 трудится всего 2 человека из которых один — это сам Шестаков. Но два человека сумели заработать за прошлый год почти 542,8млн.руб. понеся при этом только 16,6 млн.руб.расходов. Активы компании порядка 2,18 млрд руб. Несоотносимые масштабы деятельности и количество работников! Учитывая виды деятельности ОКВЭД. Возникают вопросы…

Что хочет Администрация Рязани?

По оглашению, с 90-х годов в Рязани ставился вопрос – зачем вообще нужна аренда ТЭЦ, нужно разорвать договора, в этом случае государственная ТЭЦ безо всякого внешнего управления производила бы тепло для муниципальных теплосетей. Чиновники считают, что государственное управление может быть более или менее эффективным, чем частное. Но примеры работы существующих рязанских МУПов, к сожалению, доказывают обратное – копящиеся многомиллионные долги с последующим банкротсвом, низкое качество услуг для жителей, коррупция и т.п.
А по умолчанию, как поговаривают, все подводится к приватизации ТЭЦ и решению «шкурных» интересов ответственными за ЖКХ чиновниками и депутатами, а чиновники рангом побольше уже претендуют на получение доли в этом высокодоходном бизнесе.

Итак,

Про современные технологии энергоэффективности и энергосбережения  рассуждают только на все возможных круглых столах. На деле гораздо проще взять деньги с потребителей….

Если еще у кого- то остались иллюзии по поводу повышения цен на тепловую и электроэнергию, советуем от этих иллюзий избавиться. Цены повышаться будут и за счет инфляции и роста цен на сырье и материалы и за счет неэффективного управления и коррупционной составляющей. Облапошенное в очередной раз население, как стадо баранов, понесет свои кровные на прокорм вышеозначенным господам.

Но самое поразительное то, что в администрации города и в теплоснабжающих предприятиях продолжают работать люди, которые эту ситуацию создали. Они не уйдут со своих насиженных мест и не пустят пулю в лоб от позора. Они, просто, как всегда, переложат все бремя на народ и будут продолжать разглагольствовать на всех углах о «всенародном» счастье и своей непосильной управленческой ноше.

Для того, что бы было понятно еще больше, что есть такое ЖКХ «по рыночному», показательна серия из цикла передач НТВ — «история Всероссийского обмана – ЖКХ».

Поделиться